детская агрессия - консультация психолога

ребенку 1 год 1 месяц, доношенный ребенок, правда ЭКС, девочка, развитие в норме даже опережает сверстников. проблема в отношениях с бабушкой (моей свекровью). 16 февраля оставили ребенка на весь день со свекровью, когда стали забирать ребенок с радостью нас встретила поехали домой. В эту ночь спала очень плохо, каждые 10-20 минут просыпалась и громко плакала, почти истерично. я не придала значение, мало ли зубы и тд. спустя три дня встретив свекровь на улице ребенок стал плакать, со слезами, из коляски вылазить просится ко мне на руки, и в эту ночь мы тоже плохо спали, как будто от кошмаров просыпалась постоянно. вчера были в гостях у свекров и я заметила, что мой ребенок, агрессивно себя ведет по отношению к свекрови, та ей например замечание сделает или позовет просто, ребенок сжимает кулаки, кричит, краснеет, а если свекровь возьмет игрушку из рук ребенка, ребенок начинает бить ее по рукам, так же проявляя агрессию. сегодня ночью мы опять не спали спокойно. я не знаю как мне быть, к моим родителям ребенок относится крайне положительно, к свекру тоже. дочь иногда бывает наказываю, но ко мне нет такого отношения и руку ребенок никогда не поднимал, наоборот, придет обниматься, ревет но обнимает. на свекровь наговаривать не хочу. дома ребенку разрешаю лазить в кухонных шкафах, помогать мне по быту, т.е. стирка, уборка и тд, понятно, что не получается, но и не ругаю ее, потому как ей нравится.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Люба. Благодарю за вашу взрослую позицию по отношению к детям, за желание понимать ребенка и защищать его. Да, родительско-детские отношения это основа психики не только ребенка, но и основа его психики во взрослой жизни. Также хочу отметить, что дети в таком раннем возрасте еще спаяны с матерью и их эмоции скорее являются отражением эмоций мамы, поэтому в первую очередь внимание следует направить на ваши чувства и ваши отношения не только со свекровью. В воспитании вы применяете наказания для дочери не понимая, что сами делаете его агрессивным. А может ли ребенок справиться с вашей агрессией? Другой вопрос: наказание ребенка — это есть проявление вашей любви? На практике часто бывает — ребенок по отношению к кому-либо из взрослых, ухаживающих за ним, ведет себя агрессивно и это поведение связано с тем, что взрослый интуитивно позволяет ребенку делать разрядку, «выпускать пар». Возможен другой вариант. Ваша дочь агрессивна по отношению к бабушке из своих чувств, что бабушка вторглась в отношения "внучки и мамы" и забрала внучку себе, а мать удалила. Получается, что бабушка лишила матери. В этом случае клубок агрессивных эмоций.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Люба! Дочери год и месяц, у неё сильна и первостепенна связь матери и ребёнка. Вы оставили дочь со свекровью - для дочери это был безусловно стресс - отделение от мамы, разрыв с ней, новый человек (да, Вы знаете, что это взрослый человек, НО - это другой человек, не мама) - отношения с мамой уже есть, сложившиеся, ребёнку с мамой безопасно - он понимает маму, знает, что мама понимает его, что мама говорит, делает, как относится, наказывает и т.д., а со свекровью всё совсем по-другому - ребёнок в ситуации, когда не знает ничего - это реакция у дочери НЕ сколько на саму свекровь, сколько на потерю чувства безопасности!
В лице свекрови сейчас у неё есть небольшой якорь - когда она видела свекровь, то мама ушла - т.е. для неё сейчас свекровь ассоциируется с потерей мамы - поэтому дочь может так агрессивно реагировать на неё. Сейчас рано дочь разделять с Вами на большое время. Видя свекровь она тянется к Вам, ища безопасности и защиты - НЕ от свекровь, а от страха, что Вы можете оставить её. А то, что свекровь общается с дочерью совсем иначе, для неё не привычно - это уже вторично, но и это тоже имеет значение.
Пока в этой ситуации, нужно вернуть связь с Вами, дистанцировать ребёнка тоже будет нужно, но делать это постепенно. К возрасту трёх лет у ребёнка будет происходит этот процесс познания того, что он и мама это два человека, это естественный возрастной кризис и в это время можно поощрять ребёнка в его самостоятельности, чтобы он постепенно смог выстраивать вокруг себя своё безопасное пространство. Ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к тому, что если появляется свекровь, то Вы не исчезаете, что рядом.
Главное, чтобы Вы сами при таких эмоциях дочери смогли реагировать спокойно, чтобы ребёнку не передавалось Ваше волнение и тревога. Чтобы Вы помогли наладить контакт между ними ПРИ Вас, чтобы у дочери перестала свекровь ассоциироваться с угрозой ухода мамы. Для этого нужно время, но это возможно скорректировать.
Люба, если решитесь разобраться или будут вопросы - можете обращаться - я работаю с аналогичными проблемами!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!