Ребёнок и гаджеты - консультация психолога

Здравствуйте, сыну 11 лет. При ограничениях на использование планшета, компьютера и т.д. делает другие нужные для учебы дела, в том числе читает книги, заданные на лето. Если же ограничения снять, ни о каком чтении речи идти не будет, хотя при разговорах понимает, что это нужно ему и читать все равно придётся. У меня запрос такой: я хочу чтобы ребёнок научился сам ставить приоритеты и контролировать свое потребление гаджетов, без давления с моей стороны.
Вопрос: можно ли это сделать? 11 лет уже достаточный возраст, чтобы требовать такое?
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Дарья! Нет, в этом возрасте требовать контролировать времяпровождение за гаджетами нет смысла. Дело в формировании префронтальной зоны передней лобной доли головного мозга, она отвечает за мотивацию и волю и формируется только к 17-18 годам. Поэтому буквально физически (химия мозга не позволит) ребенок не сможет прилагать волевые усилия и контролировать этот процесс. Более того, это касается всех сфер жизни ребенка (учеба, мотивация к спорту и работа по дому). Все, что нужно прививать, зависит только от усилий, терпения и умения договариваться родителей. Спокойный, но строгий тон, заведенный в семье порядок, любовь родителей, понимание, что дети усваивают паттерны поведения именно в семье и на примерах. Так что, ограничения - это приемлемый выход, можно эти ограничения (как условно негативный конструкт) чередовать с приятными бонусами - разрешить попозже лечь спать, позволить купить желаемую игрушку или то, что долго просил. Фокус в том, что вступая в подростковый период, ребенок начнет сопротивляться все больше, юлить, и ограничения перестанут работать. И это тоже норма, формируется личность, собственные границы, умение получать желаемое, паттерны поведения для достижения цели.
Чтобы не доводить до негативных эмоций, никогда не меняйте своих правил, будьте терпеливы и спокойны, помните, что гаджеты не зло и они тоже развивают мозг, только необходимо, чтобы ребенок четко знал, что если заведены такие правила в семье, то родители не отступят. И постепенно он привыкнет. Как вариант, еще рекомендация, чтобы свободное время, которое остается можно было заменить чем-то еще (спорт, кружки, совместные мероприятия). Чаще всего, у занятых детей нет сильной тяги к гаджетам, они расходуют интерес и силы на другие, более полезные занятия. Если будет трудно, можно обратиться к психологу, специалист поможет и подскажет способы преодоления затруднений в общении с ребенком.
Удачи, терпения и мудрости Вам! Все получится)
Нужна помощь? Жмите КОНТАКТЫ в профиле (там телефон WhatsApp) и пишите напрямую. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос здесь, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на странице. С уважением, Жанна Роменская.
Дарья
Пользователь
Теперь понятно, почему мои методы не работают, будем пробовать по-другому)
Дарья
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Спасибо большое за развёрнутый ответ, вы подтвердили мои сомнения на счёт слишком раннего возраста подобных требований)