Как справиться с агрессией? - консультация психолога

Добрый день, мне 16 лет и у меня есть очень сильные приступы агрессии. Сейчас опишу всю ситуацию: Я учусь в девятом классе. Сейчас вся моя жизнь посвящена учёбе и связана с ней. Я круглый отличник в своей школе, планирую хорошо сдать экзамены и поступить в престижный вуз. С самого детства у меня развивался так называемый «Синдром отличника», причём остро выраженный. Если в школе проходит какая-либо контрольная работа, либо тестовая работа, либо какая-нибудь ещё стандартная проверка знаний, перед каждой из этих работ у меня большой страх. Постоянное чувство, что не смогу ничего написать, что допущу глупую ошибку и потом мне придётся исправлять свою оплошность дополнительными работами, что ещё больше треплет мне нервы. Так я жил около восьми лет, веря, что когда сдам все экзамены наступит новая пора в жизни. Но в конце восьмого класса произошёл один инцидент. Если описывать вкратце: был большой зачёт по одному из школьных предметов, к которому я очень долго готовился, не спал всю ночь и, разумеется, сильно волновался. Хочу отметить, что я никогда не использовал никакие препараты, не связывал свою жизнь с таблетками и крайне негативно к этому отношусь. Так вот, из-за огромной усталости, в день зачёта я совершил очень глупую, роковую ошибку, которая была слишком глупой для человека моего образования. Тогда в одной из четвертей впервые за все годы я получил «хорошо» вместо «отлично». Помню, после этого я нанёс себе несколько глубоких царапин на руку, в том месте, где была написана шпаргалка. Я пытался её «зачеркнуть» и забыть. Нанёс я их острым краем шариковой ручки, после этого случая у меня остался небольшой шрам около кисти. Разумеется, после этого я поговорил со всеми родными, осознал свой поступок и дал себе обещание, что такого не повторится, что учёба этого не стоит. Я хорошо отдохнул летом, слетал на море, и ничего мне не напоминало об этом. Но с нынешнего учебного года, я заметил, что у меня все больше и больше появляется неконтролируемая агрессия. Я грублю своей семье, грублю своей девушке. Но это лишь полбеды. Я могу кричать после любого случая, связанного с неудачей в школе. Было уже много примеров, когда я доводил свою девушку до слез своим поведением, хотя не хотел этого. Во время такого состояния я не чувствую и не слышу никого, как будто я один со своими эмоциями. Я могу порвать свой рюкзак, смять и порвать листы в книге, намеренно покалечить палец на руке. Могу очень сильно ударить по двери, по скамейке, с такой силой, что она переворачивается. Всё это видит посторонние и обходит меня стороной. Очень частые нервные срывы, слёзы, неконтролируемые эмоции. Я стал замечать, что такое состояние бывает даже после случаев, которые не связаны с учёбой. К примеру, сегодня с огромным грохотом я перевернул скамейку у себя в школе одним движением ноги, когда все остальные видели это. Вырвать работу, нагрубить человеку ни за что, сломать или порвать вещь – всё это у меня уже было. Я стараюсь сдерживаться, но из-за огромной сложности в учёбе и из-за огромного стресса, это происходит чуть ли не каждый день. Я очень требователен к себе и также виню себя за свои промахи, за ошибки, за незнание какого-либо материала. Недавно мама мне сказала, что не узнает меня. И что самое главное: во время такого состояния (во время приступа) я не слышу ничьих слов. Девушка находится со мной рядом чаще всего, она кричит мне, зовёт меня, просит остановиться и поговорить. Но я как будто в тумане, не слышу ни единого её слова и после приступа все помню очень смутно, как будто частичная потеря памяти. Надеюсь я максимально ясно обозначил серьезность ситуации. Я очень не хочу делать жизнь хуже моим родным и близким. Я хочу изменить себя сам, подобрать техники самоконтроля, отвлекаться от таких мыслей и владеть собой. Мне бы очень не хотелось пугать родных таблетками и психиатрами. Пожалуйста, скажите что можно с этим сделать. Мне очень нужно себя изменить.
Вакер Мария

Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Роман
Роман, добрый день. Спасибо за ваш вопрос.
Скажите, как вы чувствуете, в моменты вспышек гнева, чего вам хочется? Что вы чувствуете в такие моменты?
зачем вы это делаете? как вы для себя это объяснеяете? какие мысли у вас в голове? может одна-две постоянные мысли крутятся в такие моменты?
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Роман
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Здравствуйте, в момент вспышки гнева очень сложно описать чувства. В основном чувствую вину за свои действия, за свои ошибки. Понимаю, что злюсь в данный момент и в этот же момент делаю недопустимые действия. От осознания того, что это замкнутый круг, становится плохо. Когда причиной гнева становится бытовое событие, я продолжаю думать о нем, накручиваю себя еще больше и это подпитывает гнев . Как будто бы есть осознанность в своих действиях, но это лишь иллюзия. На самом деле я как будто бы нахожусь в «дымке», в глазах пелена. Этот «контроль» над собой очень сомнительный. На вопрос «зачем я это делаю?» я не могу дать точный ответ. После таких приступов сильное чувство вины к себе и стыд перед окружающими. Если подумать, скорее всего на подсознательном уровне я хочу выместить свои эмоции на каком-то предмете, потому что не хочу, чтобы другие пострадали. По поводу мыслей могу сказать, что есть одна из раза в раз: «я вновь совершил какую-то ошибку, в последствии я выйду из себя и сделаю еще большую ошибку, я очень сильно виноват в этом, во всем виноват я». Я виню себя каждый раз. Ну и после каждого срыва конечно же я думаю о том, как не допустить его вновь.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Роман
Ваш страх ошибиться продуцирует много напряжения. Естественно вам надо от него избавиться. Поэтому вы выбрали такой способ.
Нужно признать, что Человек неидеален. Все равно в жизни у вас будут неудачи и ошибки.И способ реагирования мягко говоря не самый конструктивный.
Вы сами определили, что за этим стоит вина, стыд, много злости. Эпизод аутоагрессии, который вы описали (нанесли ручкой порезы) тоже способ сбросить напряжение, но направлена эта агрессия на самого себя.
С вашей проблемой можно и нужно работать. Роман, приходите в терапию.
Экзистенциальный психолог Мария Вакер
Роман
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Спасибо за помощь
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Роман
Рада была помочь. Всего вам доброго.