Чувство вины без объективных причин - консультация психолога

16 лет. Родители у меня положительные и поддерживающие.
Часто и остро ощущаю чувство вины, но за что конкретно, понять не могу.
Не могу перестать жалеть себя.
Когда знакомые рассказывают о своих успехах, я только и могу, что чувствовать зависть и обвинять себя за то, что я не достигла того же. Доходит до смешного: я начинаю завидовать чужим нездоровым привычкам, которые делают этих людей более продуктивными, однако при этом наносят этим людям вред.
Я хочу быть как люди, которые в трудные моменты своей жизни начинают работать до изнеможения, вместо того чтобы жалеть себя. Я понимаю, что и то, и то – крайности, но это понимание мне не помогает.
Наблюдается замкнутый круг. Я злюсь на себя (пусть и сама не вижу на то объективных причин). Из-за этого я подолгу начинаю мариноваться в жалости к себе. И из-за этой-то жалости я и начинаю снова злиться на себя.
Как разорвать круг? Как убрать чувство вины?
Борисова Светлана

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: N
Похоже речь идёт не совсем о чувстве вины, а скорее о заниженной самооценке и постоянном сравнительном анализе себя с окружающими в ущерб личностному росту.
Здесь хорошо подойдёт когнитивно-поведенческая терапия в рамках которой неэффективные установки, привычки и модели поведения замещаются другими, более эффективными и полезными.
Например, вместо того чтобы смотреть что происходит у других нужно найти свою нишу и развиваться в ней. «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия», как писал Пастернак. Когда определитесь со своим путём в жизни и у Вас появятся личностные достижения - вы научитесь радоваться достижениям друзей, вместо того чтобы завидовать им и злиться на себя.
16 лет - это нежный возраст. Похоже у вас для вашего возраста очень взрослые и высокие требования к себе. Вероятно этот уровень кем-то задан. А возможно вы сами к себе слишком требовательны и строги.
Учитесь, любите, наслаждайтесь жизнью. Навык радоваться жизни нужно в себе развивать самостоятельно.
Гуенко Олеся
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: N
16 лет! Это нормально испытывать противоречивые чувства, что-то не понимать и не принимать в себе. Сейчас идёт этап взросления, вокруг много соблазнов, фейковых представлений о счастливой жизни, а следовательно и зависти, и странных мыслей, и поисков. Но это временный период, который проходит. Главное на каждом Жизненном варианте, делать правильный выбор. И критично мыслить, т.е. не доверять Историям о яркий красивой жизни Без проблем и этому завидовать, у всего есть изнанка. А сейчас в Вас бороться ещё внутренний ребёнок, который хочет все и сразу и красиво, и взрослый, который Постепенно приходит со здравыми мыслями.
Готова помочь +79885353932
Чвалова Екатерина
Психолог
г. Минск
Рационально-эмотивная терапия
Я бы поработала с вашим "идеальным я". Поисследовала, какое оно? Что в себе таит и от чего спасает? От каких чувств и переживаний?
Буниятова Людмила
Психолог
г. Ессентуки
Символдрама
Ответ для: N
Добрый день! Один из источников зависти - внешний критик, который стал внутренним. Это значит, установки и взгляды ваших родителей связаны с повышенной требовательностью к себе и окружающему миру. Вы их переняли, не подвергнув осмыслению. Жалость к себе, вероятно, ожидает ваша детская часть. Злитесь вы на себя, потому что злиться на того, что реально вызывает эту злость запрещено, но внутреннее осознавание этого все равно вызывает то самое чувство вины, о котором вы пишете. Очевидны несколько ключевых моментов, с которыми надо работать. Обращайтесь. 89283776588
Курач Светлана
Психотерапевт
г. Минск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте. Вам важно понимать, что мы относимся к окружающим так, как относимся сами к себе. Так работает психика. Подумайте над этим. Здесь вам важно напомнить себе такую вещь, что не можете вы сделать всё для всех и сразу. Позаботьтесь о себе. Ваше самочувствие гораздо важнее нежели мнения окружающих, их оценка и их комментарии. Вспомните, что вы делаете достаточно и то, что в ваших силах именно сейчас. Ваше ментальное самочувствие гораздо важнее чем ожидания окружающих. Не обязательно давать оценку своей продуктивности. Ведь это всегда процесс и он бывает со взлётами и падениями. Вы молодец что интересуетесь своим состоянием и ищите поддержку. Не забывайте напоминать себе это. Каждый день и всегда. Ведь та боль, которую вам когда-либо причинили - это не ваша вина. Если будет интересно, то можете почитать мой блог в инстаграме где я делюсь полезной информацией под именем: dr.kurach