Не могу понять как изменить свою жизнь и найти цель - консультация психолога

Мне 38. Есть любящая и любимая жена. Дочка 1 года. Квартира и машина. Работа руководителя отдела с хорошей зарплатой. И при всем этом у меня такое чувство, что я трачу свою жизнь в пустую. Хочется изменить в своей жизни все, кроме жены и дочки. Но что и как менять непонятно. По сути, я знаю чего не хочу. Не хочу жить стандартной мещанской жизнью: дом, работа, в выходные театр или кино, летом отпуск на море. А чего хочу - не знаю. Раньше, кажется, знал. В университете хотел быть следователем - это была мечта. Не получилось по состоянию здоровья. В результате стал работать маркетологом (работа удаленная, удобно). И все думал о втором высшем образовании. Хотел стать философом. Но все думал, почему-то, что уже поздно получать новую профессию. Типа, в 35 только получишь диплом, когда все твои сверстники уже будут состоявшимися специалистами. Ну вот, я состоялся как специалист, руковожу отделом. А толку? Я не вижу в свое работе вообще никакого смысла. Посвятить свою жизнь маркетингу совсем не хочется.
Как говорил Франкл, только бумеранг, который не попал в цель возвращается к охотнику. И вот я чувствую, что не попадаю в цель и опять и снова возвращаюсь к обдумыванию себя и своей жизни. Хочется понять к чему приложить свою жизнь. Заняться чем-то действительно стоящим. А чем, понять не могу.
Ситуация осложняется тем, что в целом для меня все как-то обесценилось. Кажется, ничего вообще не имеет смысла. К этой мысли я в том числе пришел в результате изучения философии. Я думал, философия даст ответ на то как устроена жизнь и в чем ее смысл. Но оказывается, как писал Монтень: "В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание". И как чего-то хотеть и к чему-то стремиться, когда в целом все что ты мог бы захотеть лишено смысла, мне не понятно. Очень завидую религиозным людям, у которых есть простой ответ и простая цель - это Бог. Но верить я не могу. Все что остается - это отдушина в виде фильмов, секса, алкоголя, книжек, природы. Просто отвлечение от того, что твоя жизнь бессмысленна и бесцельна.
Но иногда мне начинает казаться, что ссылка на бессмысленность всего - это просто уловка для самого себя. Чтобы ничего не менять. Типа, зачем что-то менять, все бессмысленно. И вот я продолжаю жить в своем таком понятном привычном мирке. Таком привычном и таком раздражающе не моем.
Елена Ляус

Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Иван
Здравствуйте, Иван. В Вашем возрасте многие приходят к подобному состоянию. Вы знаете, чего не хотите- это не мало! Получать новую профессию никогда не поздно. Если Вы будете этим гореть, займёте своё место в этой сфере. А, почему Вы не можете верить? Как по-Вашему: зачем, вообще, живёт человек?
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Иван! Экзистенциальный кризис (схожий с депрессией) к 40 годам очень частое явление интеллектуально развитых людей. Похожее состояние психоаналитик Эрик Эриксон в 1970 году назвал кризисом идентичности. Без диагностики (по переписке) трудно определить, что конкретно Вас беспокоит настолько, что Вы потеряли смысл жизни. Это может быть все, что угодно - и изменения химии мозга, и непрожитые психические травмы, и меланхоличный темперамент, травматический опыт, потеря близкого, даже просто изменение места проживания. Работа с кризисом - одна из основных задач любого психолога и психотерапевта. Пусковой крючок - это, условно, событие/акцентуация или свойство характера, далее разогрев кризиса происходит из-за того, что человек зацикливается на цели, а на самом деле - нужно искать выход в ценностях и активности. Своя личная идея, продиктованная тем, что ты начинаешь делать что-то и для себя, и для кого-то, и для чего-то, - это и есть фонарь для выхода из кризиса. Своя личная идея (страсть), подкрепленная здоровым эгоизмом. Любой человек всегда имеет вторичную выгоду (для себя, так устроена психики, исключение - альтруисты, и то, я бы поспорила).
Отчасти потому, что Вы в поиске смыслов, Вас так заинтересовала философия. Я люблю философию Камю: среди мирового абсурда человеку придется самому придумать собственный смысл и следовать ему, чтобы не расплескаться. Это мое вольное прочтение, простите за простоту)
Помочь разобраться может психолог, это довольно частый запрос. Что можно сделать уже сейчас:
1. Перестать ставить себе рамки: можно-нельзя, быстро-долго, как все-не как все, рано-поздно, лучше-хуже других. Главная задача максимально приблизиться в идеалу в своей голове. "Я художник - я так вижу".
2. Жить: мысль = действие. Подумали о чем-то, сразу ищите возможности для реализации. Мыслительная руминация ("пережевывание, зацикливание") только усугубляет негатив и повышает тревожность.
3. Говорите "Да" всему новому, - пробуйте, соглашайтесь попробовать, таким образом, Вы уменьшите конфликт свобода-ответственность и позволите себе немного драйва и экспериментов, ранее Вам несвойственных. А это, в свою очередь увеличит дозу адреналина и позволит Вам мыслить точечно на уровне хочу-не хочу. Ну, и найти себя будет легче.
4. Ведение дневника с мыслями и эмоциями поможет упорядочить взаимосвязь между событием и Вашей реакцией на него.
5. Почаще задавайте себе вопрос "я делаю это для того, чтобы что?" И отвечайте честно, не оправдывайтесь перед собой и не оправдывайте других. Был чистый лист - произошло событие - я сделал вот так - для того, чтобы ЧТО?
Удачи Вам, если не получится самостоятельно, обращайтесь к специалистам, все эти мысли прекрасно поддаются коррекции. И еще, изменения происходят вне зоны комфорта, но никак не в ракушке.
Обращайтесь! Буду рада помочь. С уважением, аналитический психолог, семейный консультант Жанна Роменская. Мои КОНТАКТЫ на странице. Много полезного на сайте https://donpodderzhka.tilda.ws/ (копируйте ссылку) 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите кнопку "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице.
Карчик Алла
Психолог
г. Гродно
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Иван
Здравствуйте, Иван, присоединюсь к рекомендациям коллег! Экзистенциальный кризис — весьма сложное явление, но необходимое для развития человека! Вы справитесь однозначно, сил вам!
Приглашаю вас на консультацию и предлагаю разобраться с этим вопросом. Работаю на результат! Со мной можно связаться через разные соцсети. Карчик Алла. 80295829466
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Иван
Здравствуйте, Иван. Между строчек как-то читается, что вы не можете принять себя, будто не находите энергии в себе, словно, для вас важны действия, которыми вы прячете внутреннюю пустоту. Тогда хочется прояснять, задавать вам вопросы, понять вашу историю жизни и, возможно, помочь вам найти то, чем бы вы могли быть заинтересованы.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Иван
Иван, спасибо за вашу историю.
У вас есть любимая семья. Это очень ценно. Как ваша любящая жена смотрит на ваши внутренние поиски смысла? Поддержит ли она вас, если Вы останетесь без хорошо оплачиваемой работы в поисках себя? Смысла?
Видимо вам стало скушно на вашей работе. Скажите, есть ли у вас тревога? Как вы спите ночью?
Самое удивительное Иван, что кроме вас самого никто не знает, чего вы хотите, где вам себя реализовывать. Другой вопрос, что вы готовы для этого делать, если честно?
Вы пишите: "Я думал, философия даст ответ на то, как устроена жизнь и в чем ее смысл." А какая ваша философия, какой у вас жизненный опыт? Какого ваше мировоззрение сегодня?
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Иван
Здравствуйте, Иван! Вы пишете: "... иногда мне начинает казаться, что ссылка на бессмысленность всего - это просто уловка для самого себя. Чтобы ничего не менять". Возможно, когда Вы подсознательно приближаетесь к своим смыслам, то чувствуете какое-то беспокойство, неуверенность, риск, тревогу. Если это похоже на то, что происходит с Вами при приближении к своим смыслам, то можно к аналитической, философской работе добавить практическую психологическую работу со своими чувствами.
Личные смыслы обнаруживаются в области личных вопросов и личных ответов на эти вопросы. Сами личные вопросы наполняют жизнь смыслами. Но они не всегда осознаются, как и ответы на них.
Такие смыслы (вопросы) можно начать замечать, воспринимать и переживать (чувствовать, осознавая свои чувства), если обращать внимание на эти вопросы. Ещё ярче переживаются такие смыслы, когда личные вопросы записываются, перечитываются, дополняются. Тогда появляется возможность рассматривать их с разных сторон и размышлять над дополнительными вопросами, связанными с ними.
Например, есть вопросы: "В чём смысл того, что я делаю? Что действительно стоящего есть в том, что я делаю?" Можно записать эти вопросы, прочитать их медленно и назвать свои чувства, которые возникнут на эти вопросы. Эти чувства невозможно предположить, назвать их заранее, их можно только наблюдать, когда они возникнут в момент прочтения вопросов. Это могут быть разные и даже противоречивые чувства. Чувства тоже можно записать и сказать себе - я чувствую ... - назвать эти чувства. Возможно, это будут: интерес, грусть, безысходность, волнение, предвкушение, злость, нежность, возмущение и т.д. Это могут быть любые чувства. А то, что Вы их назовёте, позволит Вам осознанно переживать чувства и смыслы, которые открываются для Вас этими вопросами. Дальше можно продолжить рассуждать: я делаю ... - опишите подробно, что именно. А затем спросите себя ещё раз: "В чем смысл того, что я делаю ... ?- напишите, какие-то примеры, того, что Вы делаете" Опять прочтите этот вопрос и назовите свои чувства. Запишите свои чувства. Попробуйте делать так, продолжая дополнять какими-то деталями свои вопросы, перечитывая их и называя свои чувства, записывая свои чувства.
Попробуйте перечитать с самого начала свои записи, там будут и вопросы, и чувства, вызванные этими вопросами. Возможно, Вам захочется что-то ответить на некоторые вопросы. Тогда запишите свой ответ, прочтите его, наблюдайте за чувствами- назовите их и запишите их, стараясь подробно описать свои чувства (разные, противоречивые, любые).
Вы пишете: "Ситуация осложняется тем, что в целом для меня все как-то обесценилось". Выполняя это упражнение, Вы можете пережить ценность того, что будете описывать: цнность того, что делаете, ценность своих размышлений и вопросов, ценность своих ответов и ценность своих чувств. Выполнив это упражнение можно почувствовать самоценность. Чувства, которые Вы переживаете, которые осознаете и называете, становятся значительной частью Вашего чувственного опыта. Человек размышляет, осознает смыслы, а смыслы переживаются в области чувств.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Иван
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
"А, почему Вы не можете верить? Как по-Вашему: зачем, вообще, живёт человек?"
Я не знаю, почему одни могут верить, а другие нет. Возможно, во мне нет "органа веры". В детстве я на автомате, как часть православной культуры, "верил в бога", читал молитвы, ходил в церковь. Но сейчас я понимаю, что по-настоящему никогда не верил. Видимо по этому со взрослением псевдо-вера сама собой отпала. Сейчас я завидую верующим. У них есть твердая цель, смысл и ответ на любые вопросы. И я бы хотел поверить. Но для меня это не мыслимо. Я верю только в то, до чего может дотянуться моя рука.
Иван
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
"Перестать ставить себе рамки: можно-нельзя, быстро-долго, как все-не как все, рано-поздно, лучше-хуже других"
Спасибо за ваши советы. Я думаю, что это хорошие советы. Но крайне сложно перестать ставить себе рамки. Почему? Думаю, тут две причины. Первая: риск разрушить то, что уже имеешь (потерять работу, семью). И вторая: сделать больно близким. Видимо, есть страх неприятия моей позиции близкими. Есть такая фраза, что плохим людям живется проще и свободнее - от них никто ничего не ждем. А когда ты человек хороший (в том смысле, что несешь другим добро, помогаешь, ведешь себя ответственно) этот образ хорошего человека начинает тебя ограничивать. Ты постоянно стараешься быть хорошим. И в какой-то момент это начинает искажать твою жизнь, твой путь.
Иван
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
"Как ваша любящая жена смотрит на ваши внутренние поиски смысла? Поддержит ли она вас, если Вы останетесь без хорошо оплачиваемой работы в поисках себя? Смысла?"
Это хороший вопрос. Думаю, она поддержит смену профессии. Но я вижу, что для нее как для матери крайне важен вопрос обеспечения ребенок. Смогу ли я обеспечить ребенка, если выберу другой профессиональный путь.
"Видимо вам стало скушно на вашей работе. Скажите, есть ли у вас тревога? Как вы спите ночью?"
Сплю я нормально. Мне кажется, я собственные переживания не всегда способен воспринять всерьез. Типа, чо загоняешься-то? Здоров (почти), деньги есть, дом, семья. Остальное мелочи. Но, видимо, не мелочи... Ну и опять же, все бессмысленно и т.д... Я думаю, что главная моя неудовлетворенность жизнью связана с теми делами, которым моя жизнь, по сути, посвящена. В-первую очередь, моя работа. Все что я делаю - зарабатываю деньги. Это единственное для чего я работаю. Сама работа (маркетинг) мне кажется пустой тратой жизни. Что может быть не пустой тратой для меня? Вот, опять же, я могу сказать что все пустое и бессмысленное. Но если попробовать покопаться в себе, то мне кажется, что еще какие-то чувства во мне вызывает борьба за права человека, за право человека быть собой, проживать свою жизнь. Может быть поэтому я хотел быть следователем, поэтому я занимаюсь философией. Мир очень несправедлив к людям. Мир - это и другие люди, и устройство нашего общества. И попытка помочь людям выйти из под давления и жить более свободно - вот это во мне еще какие-то чувства вызывает. Может быть мне стоит быть политиком. Или психологом)
"А какая ваша философия, какой у вас жизненный опыт? Какого ваше мировоззрение сегодня?"
Думаю, частично я описал свое мировоззрение при ответе на предыдущий ваш вопрос. Если вкратце. Первое - жизнь не имеет абсолютного смысла. Второе - если уж что-то и имеет ценность, то это жизнь отдельного индивидуального человека. Третье - чтобы человек мог прожить свою уникальную жизнь, он должен быть свободен в своих поступках (свободен как от осознаваемого внешнего принуждения, так и он неосознаваемых шаблонов, которые сознательно или бессознательно впихивают в него иные агенты - люди, общество, государство). Четвертое - жить стоит не ради счастья или каких-то иных эмоциональных состояний, а ради реализации смыслов, т.к. только через свободную реализацию смыслов человек в процессе жизни творит себя, свою личность. В этом смысле даже чувство горя или тоски может быть предпочтительнее счастья, если это ведет к реализации смысла и цели.
Иван
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
"Возможно, когда Вы подсознательно приближаетесь к своим смыслам, то чувствуете какое-то беспокойство, неуверенность, риск, тревогу"
Вполне возможно. Поэтому я и сдал думать, что мое постоянное апеллирование к бессмысленности всего это просто защита себя от необходимости перемен. То есть те ценности и смыслы, которые во мне еще живут предполагают, что для их реализации нужно серьезно перестроить свою жизнь. А это страшно. И из-за того, что можно потерять имеющееся. И из-за того, что можно серьезно испортить отношения с близкими, сделать им больно.
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Иван
Спасибо за ответ. Мои советы не про плохие поступки, а про свободу выбора. И, безусловно, любой воспитанный человек, будет оглядываться, не причиняет ли он боль близким. Поэтому, риски, о которых вы говорите, должны быть минимальными. Где риск, если Вы пойдете учиться сейчас, освоите новую профессию (не знаю, массажиста, к примеру) и начнете зарабатывать? А то, что Вас триггерит непринятие Вашей позиции близкими, так надо же разговаривать, объяснять, но делать так, как велит Ваше сердце. Быть собой - это большая роскошь, и она редко у кого есть, а вот найти баланс, чтобы и самому брать, и было что отдавать, - это позиция взрослого.
Несчастливый человек никого не сможет сделать счастливым, потому что живет, как будто несет тяжелое бремя. А быть счастливым, как впрочем, и несчастным, - это привычка (не помню кто сказал, но я согласна). Выбирать Вам. Вы справитесь, я нисколько не сомневаюсь.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Иван
Спасибо, Иван за ответ.
Вы думаете, что ваша жена вас поддержит. А почему бы не спросить как она это видит? А для вас важно ее мнение? На вас есть обязанность содержать семью, а вам хочется свободы?
Вы пишите: "Мне кажется, я собственные переживания не всегда способен воспринять всерьез. Типа, чо загоняешься-то? Здоров (почти), деньги есть, дом, семья. Остальное мелочи. Но, видимо, не мелочи..."
Иван, вы обесцениваете свои переживания, а ваши чувства это ориентир в том , что вы хотите, в чем вы живете сегодня?
Вы пишите: "Сама работа (маркетинг) мне кажется пустой тратой жизни." Откуда у вас такие мысли? Что вы чувствуете, когда в этом застреваете? Пробовали ли вы развиваться в этой области углубленно? Открыть свое дело, обладая опыттм и знаниями?
Иван, а вы в своей жизни много справделивости встречали? Прежде чем переживать за мир,свободу, посмотрите честно на свою жизнь и подумайте, как вы можете её улучшить? Где вам хорошо? От чего вы получаете удовлетворение? Радость?
Свобода всегда подразумевает ответственность. "Спрыгнуть" не получится. Это тоже надо учитывать.
Вы пишите: "чтобы человек мог прожить свою уникальную жизнь, он должен быть свободен в своих поступках (свободен как от осознаваемого внешнего принуждения, так и он неосознаваемых шаблонов, которые сознательно или бессознательно впихивают в него иные агенты - люди, общество, государство).
Иван, что вас сегодня ограничивает? Что конкретно вам мешает быть свободным?
Ваш смысл жизнь это ваш душевный труд. Никто за вас ничего не сделает.
Мне вспомнился анекдот. Однажды ученик спросил у мастера:
- В чем смысл жизни и что такое любовь?
-А мне почем знать? Я обычный токарь. отойди от шпинделя - ответил мастер.
Жить стоит. Жить наполнено. Я с вами полностью согласна. Приходите в терапию ко мне.