Ребенок в школе - консультация психолога

Здравствуйте. Сейчас ребенок учится в третьем классе. Со второго класса учительница начала звать его по фамилии. Очень переживал. Объясняли ребенку, что страшного в этом ничего нет. Говорили, что это тоя фамилия и учитель может называть тебя как по имени, так и по фамилии. На это ребенок отвечал, что только его зовет по фамилии. Попробовали считать. Предложили класть в один карман палочки, когда называет по имени, а в другой-когда по фамилии. В конце дня в том и другом кармане было почти одинаковое количество.  Предложили понаблюдать как зовет друга и тоже посчитать.На какое то время успокоился, но проблему не решили. Постарались объяснить, чтобы поменялось отношение.  С учителем говорили, выяснили - бывает, плохо себя ведет. По поведению оценки не снижает, а  зовет по фамилии. Предложили ребенку последить за своим поведением. В школу не пошли. Второй класс закончил, к учителю отношение поменял. Не любит. В этом году у ребенка поменялось отношение к учителю. Рассказывает что-то о школе и передает  интонацию с которой учитель называет его по фамилии. Интонация  хамская. Ребенок рассказывая, стал называть учителя по фамилии и таким же тоном. Уже не уважает. Нас это беспокоит. Т.к. детей учим уважать всех взрослых, как бы они себя не вели. Про учителя никогда в присутствии детей не говорим, тем более неуважительно. Конечно пойдем в школу. Вопрос. Стоит ли построить разговор с учительницей по-дружески, рассказать , что ребенок начал в разговоре называть ее по фамилии? Т.к. претензии, естественно усугубят ситуацию.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Лариса! Ребёнок перекаладывает во вне, на учителя свою ответственность - т.е. закрепилось то, что учитель называет его по фамилии тогда, когда ребёнок нарушает правила поведения - т.е. изначально проблема в том, что ему сложно контролировать именно себя, учитель ему об этом напоминает (т.е. сталкивает его с его же действиями и с последствиями, которые могут быть), НО, ребёнок НЕ принимает это. Он обвиняет учителя, что уводит его и Вас в сторону от проблемы. Здесь вопрос в целом - принятия ответственности НА себя - не только в школе - дома, тоже - дом - это микросоциум, какие правила есть дома, как ребёнок следовал им, как реагировал на столкновение с тем, что он что-то нарушает (например, его просили убрать игрушки. Он против, говорит я не буду. Что делаете Вы? Убираете ЗА него? или предлагаете ему столкновение с последствиями: если убираешь игрушки ты, то ты сможешь завтра ими играть, если их убираю Я, то я убирают их на шкаф и ты завтра не сможешь в них игра. Ребёнок выбирает сам свое последствия.) Очень важно, чтобы именно дома ребёнок проходил через это столкновение с правилами - это помогает ему научиться принимать последствия. Сейчас в школе он больше фиксируется на учителе, обвиняя его, при этом всё больше учиться не видеть себя и того как связано то, что учитель называет по фамилии и его действиям. У него закрепляется негатив к учителю, потому что он обвиняет его. Здесь нужно разбирать именно его поведение, помочь ему понять - в чем причина такого отношения к учителю - на самом деле оно заключается в том, что учитель указывает ему на его поведение,а он не хочет это видеть. Да, обязательно, сходите в школу, НО - подумайте сначала - с какой целью Вы идете? что хотите узнать, что изменить? Если учитель перестанет называть по фамилии, то от этого не изменится повдение ребёнка, и скорее всего, учитель называет по фамилии тех, кто нарушает правила поведения (т.е. не только его). Обратитесь к учителю с целью узнать ситуацию со стороны учителя - так как то, что доносит ребёнок, проходит через призму его проецирования и снятия ответственности - какая обстановка в классе, как он контактирует со сверстниками, как контактирует с учителем, какой контакт между ними есть: есть ли доверительный, когда они между собой спокойно общаются и ребёнок прислушивается, как реагирует на то, что учитель показывает ему на какие-либо нарушения со стороны ребёнка, какая его реакция. Тажке - ребёнок может фиксироваться на этой теме, видя и Вашу реакцию (если это Вас расстраивает, Вы чувствуете свою растерянность, ТО постоянно вращаясь в этой сфере - ребёнок получает от Вас внимание, он видит, что эта ситуацию фрустрирует Вас, а это его власть над Вами, он сам может закреплять это поведение и отношение). Дальше - собрав информацию от учителя, Вам необходимо вместе с ребёнком обратиться к психологу (ОЧНО!) - формат дистанционно работы с ребёнком НЕ подойдёт - необходимо, чтобы специалист поговорил с Вами, чтобы он смог оценить насколько есть фиксация внутри семьи на этой ситуации; провести диагностику эмоциональной сферы ребёнка, а также увидеть ситуацию глазами ребёнка, поработать с ним над тем, чтобы ребёнок учился отвечать за себя - не винить учителя, а понять, как ОН сам может изменить ситуацию; также психолог сможет дать Вам рекомендации, как Вы дома можете ему помочь отвечать за свои действия или бездействия!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!