Отношения с подругой - консультация психолога

Здравствуйте! Мне 21 год и я столкнулась с проблемой, которая волнует меня уже несколько лет, а может и даже и больше. Буду очень благодарна любому комментарию, так как очень сложно посмотреть на ситуацию со стороны. У меня есть подруга. Мы знакомы с ней более 15 лет. Мы дружим со школы, сидели вместе за одной партой. Понимаю, почему уже и жизнь свою без неё не представляю, так много лет прошло и столько было пережито. Первый звоночек я заметила, когда мы после школы стало гораздо меньше общаться и это понятно: университет, новые знакомые, совсем другая жизнь. Видится мы стали реже и что более грустно, мы стали меньше разговаривать. Теперь все наши встречи - это краткий пересказ, что произошло за период, пока мы не виделись и не списывались. И так получается, что событий в жизни моей подруги больше и они сложнее, чем у меня. У неё новые парни, работа, несправедливый начальник, а у меня учёба, учёба и учёба... Поэтому до того, как дела у меня, разговор обычно не доходит. А если и доходит, то очень поверхностно. И даже если она сама спросит, как у меня дела, то мне, если честно, и сказать как будто нечего. У меня в жизни нет ярких событий, я учусь и учусь. Конечно, у меня много чего происходит в голове, много новых мыслей, идей, мечтаний и очень много переживаний. Но конкретно по факту в жизни действительно ничего интересного нет. И мне каждый раз кажется, что мои новости "не достойны" рассказа по сравнению с её. И это длится очень давно, возможно, даже всегда, но я почему-то заметила это только недавно. Если так вспоминать школьные годы, то отношения с ней никогда не были простыми. Я много "работала", чтобы быть с ней на равных. Помню, в школе был период, когда она очевидно считала меня ребёнком. Я потратила много времени, чтобы она стала меня уважать. Она была как мама, я боялась опозориться перед ней и всячески строила из себя взрослую. Она ведь всегда была взрослее, чем я. Она более самостоятельная во многих вещах и знает, чего хочет. Хотя честно сказать временами я чувствую это и сейчас. Когда она просит заказать ей кофе, потому что она опаздывает в кафе, где я её жду, я боюсь сделать что-то не так... Как-то я даже собралась с мыслями и хотела поговорить обо всем, но опять же мне показалось, что я надумываю и в чём собственно вообще моя претензия? "Ты не спрашиваешь, как у меня дела?". Она спросит, например. Но что я ей отвечу? "Учусь. Как ещё могут быть у меня дела". Я тот человек, который обычно слушает людей и мне это нравится. Моя подруга доверяет мне очень личные и глубокие переживания и мне интересно это слушать, потому что я хочу знать, что она чувствует. Я вроде не требую такого же отношения к себе (хотя хочется) ведь, возможно, она проявляет свою любовь и заботу ко мне по-другому. И если я почувствую, что я ей тоже важна, меня сразу отпустит, я уверена. Но мне явно не хватает такого же доверия к ней. Она не спрашивает меня о то, что я чувствую, а мне хочется, чтобы меня спросили. Чтобы она спросила. Замечаю, что постоянно когда я спрашиваю в переписке, как у неё дела, она не спрашивает в ответ. В общем веду себя как обидчивый ребёнок. И мне это ужасно не нравится. Я помню, как-то в одной из последних встреч я стала говорить о том, что стесняюсь ей звонить иногда, чтобы не помешать и что я чувствую, как мы отдалились. Она мне ответила, чтобы я не переживала и звонила ей, когда мне хочется. Но после этого ничего не поменялось. Я не звоню ей, потому что мне нечего сказать или кажется, что нечего рассказать. И она не звонит. Мне очень хочется научиться строить здоровые отношения со всеми близкими мне людьми. Однозначно, я не умею говорить о то, что мне не нравится. Я не знаю, как об этом говорить, что говорить и как будут другие люди реагировать. Я не знаю, насколько мои сомнения на счёт подруги оправданы и достойны того, чтобы о них говорить или я просто сама их придумала. Но эта ситуация всё никак не может отпустить меня. В общем, вопрос такой: имеют ли место мои сомнения в наших отношений с подругой? Или я в большем сама себе что-то придумала. И если да, то как начать разговор и что сказать, или что спросить... Заранее благодарю за ответ!
Чвалова Екатерина

Психолог
г. Минск
Рационально-эмотивная терапия
Здравствуйте, Елена!
Это грустно, перестать так тесно общаться с близким человеком. Понимаю ваше желание найти способ сохранить эту связь и может даже сделать ее "лучше". Если хотите, поделитесь, чего вам так не хватает? Что вы получали в общении с этой подругой и чего лишаетесь сейчас?
Буниятова Людмила
Психолог
г. Ессентуки
Символдрама
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена! Сочувствую вам! Вы достаточно подробно описали ситуацию и несколько важных моментов сразу обращают на себя внимание. Фраза "Она была как мама, я боялась опозориться перед ней..." сразу предлагает нам обратить внимание на отношения с материнской фигурой - какие они? Сравнивая кого-то с мамой, особенно, в контексте желания заслужить внимание и любовь, мы, зачастую, продолжаем неудовлетворяющие отношения с матерью, перенося её на другую фигуру. И это всегда неэффективно - никто не мать, кроме матери. Ваша подруга - другой человек - со своими желаниями, мыслями, своим взглядом на мир и на отношения с вами. Фраза из сообщения "Она мне ответила, чтобы я не переживала и звонила ей, когда мне хочется" все же говорит о расположении к вам - она вас успокоила и предложила быть на связи. Это то, что она может вам дать. А у вас от неё достаточно большие ожидания - как-то себя вести, как вы хотите, разговаривать так, как вы хотите, спрашивать о том, что вы хотите... Много требуете. Вы пишете "Я не звоню ей, потому что мне нечего сказать или кажется, что нечего рассказать" - вот о чем надо задуматься. Во-первых, почему ваша жизнь не наполнена ничем, что вас радует. Во-вторых, друзьям звонят и не только, чтоб о себе разговаривать, но и поинтересоваться их жизнью. Вы ждёте от подруги вопрос о ваших чувствах, а сами часто спрашиваете у нее, что она чувствует?
Курач Светлана
Психотерапевт
г. Минск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Елена. Очень и невероятно жаль, что ваш опыт принёс вам эту боль и страдания. Вам важно понимать, что мы относимся к окружающим так, как относимся сами к себе. Так работает психика. Подумайте над этим. Здесь вам важно напомнить себе такую вещь, что не можете вы сделать всё для всех и сразу. Позаботьтесь о себе. Ваше самочувствие гораздо важнее нежели мнения окружающих, их оценка и их комментарии. Вспомните, что вы делаете достаточно и то, что в ваших силах именно сейчас. Ваше ментальное самочувствие гораздо важнее чем ожидания окружающих. Не обязательно давать оценку своей продуктивности. Ведь это всегда процесс и он бывает со взлётами и падениями. Вы молодец что интересуетесь своим состоянием и ищите поддержку. Не забывайте напоминать себе это. Каждый день и всегда. Ведь та боль, которую вам когда-либо причинили - это не ваша вина. Если будет интересно, то можете почитать мой блог в инстаграме где я делюсь полезной информацией под именем: dr.kurach