\»Сизисов труд\» - консультация психолога

Здравствуйте!
Мне 24 года. Всё больше стала замечать за собой, что никакое дело я не довожу до конца,либо мне необходимо приложить невероятно много усилий, что бы заставить себя что-то завершить. Будь то учеба, хобби или что-то другое. Сопровождается это всё усиленной прокрастинацией. Не могу найти в себе сил довести дело до конца. Написать сайт? Я выучила языки программирования, есть идея, но сайт так и сохранен в черновиках не дописанный. Получить интересующее образование? Я год думала хочу ли я его, в итоге решилась, и на пол пути я чувствую, что мне всё сложнее сосредоточиться и приступить к обучению. И так в любом деле, очень много хобби убраны на стадии черновика в долгий ящик. Проблема очевидна и я её вижу, однако не знаю как её преодолеть.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Соня! Проблема прокрастинации лежит в основе трех состояний - плохой мотивированности и неопределенности, неуверенности в себе и тревожного состояния, самоограничений, и последнее - в перфекционизме, когда человек считает, что не сделает идеально и бросает начатое.
Причин много, главные, как вы уже увидели - неуверенность, зависимость от мнения других, самобичевание и ограничение себя, тревога за результат. Это может быть даже незаметно, однако откладывание на потом - деструктивное поведение. Почему-то же вы беретесь за какое-то дело, и вроде как и мотивированы достаточно, а чтобы похвалить себя за результат - не добираетесь до момента. Получается, как бы вредите самой себе.
По вашему обращению видно, что дело не совсем в этой самой прокрастинации. Думаю, что в общем и целом, вы занимаетесь тем, что вам не совсем по душе. Может кто-то советует, может важные обязательства... А может из детства такая вышколенная требовательность к себе (из-за строгих родителей, к примеру), что опускаются руки при малейшей неудаче. Потом усталость, вина и избегание. Конечно, хотелось бы побольше информации. Вы пишите, что много хобби, вот и показатель - много - не значит по вдохновению, вы касаетесь всего по чуть-чуть. А что-нибудь из того, чем вы увлекаетесь, приносит настоящий восторг? Когда он есть, люди забывают поужинать, потому что увлечены. Конечно, психолог может помочь быстрее и эффективнее. Но можно попробовать и самой. Дам несколько советов, может что-то действительно поможет:
- приоритеты (прошкалируйте дела по баллам от 1 до 10), то, которое 10 - самое важное. Остальное (побалуйте свою прокрастинацию) отложите. Таким образом, мы и бороться ни с чем не будем, и одновременно нацелим на дело, которое срочно.
- алгоритм: на любое дело пишем план и ставим реальные сроки, вешаем на холодильник или над компьютером и следуем четкому алгоритму. Сделали - купили себе мороженое или помаду (всегда нужен приз за усилия, себя нужно хвалить, эндорфин и дофамин - главные враги для стресса при прокрастинации). Они для него как горькая редька.
- искусство маленьких шагов (тот же план, только поэтапно - через полчаса напишу столько-то алгоритмов для сайта, через 2 часа закончу еще что-то, а вечером отдохну и встречусь с подружками, потому что дедлайна нет и могу себе разрешить расслабиться). Отдых тоже важная часть процесса.
- ни с кем себя не сравнивайте, мы разные, поэтому равняться на кого-то - пустое занятие. Никто не хуже и не лучше, один идет так, другой иначе, но это не значит, что идут они не туда, просто дорогу и сапоги у всех разные.
- Дневник благодарности (его придумали давненько, даже в религиях есть польза похвалы и благодарности), так вот, отмечайте свои маленькие победы, записывайте и перечитывайте. так вы повысите свою самооценку и уверенность, так вам будет хорошо, оттого, что вы управляете своей жизнью.
Удачи, и если это самая большая проблема, а в остальном все хорошо, то следуйте рекомендациям и жизнь вас начнет радовать. А ваш возраст - самый лучший, чтобы жить и радоваться))
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.