Эмоциональные всплески у девочки 8 лет - консультация психолога

Добрый день! Дочке 8 лет. У ее папы часто бывают эмоциональные всплески (могут быть по любой, даже самой незначительной причине), он кричит, бросает вещи, грубит, если пытаться вмешаться. Причем такое поведение только в семье, с посторонними он спокоен  и мил.
Недавно развелись, меньше месяца как не живем вместе. Дочь отреагировала спокойно, т.к. до развода давно говорила мне, что очень боится папу и его таких "вспышек", не хотела с ним оставаться одна. Папа живет в др.городе, она даже не сильно ждет его приезда. Так вот, когда стали жить вдвоем, у нее стали появляться признаки папиного поведения - вот эти эмоциональные вспышки (также только с близкими людьми). Может рассердиться по незначительному поводу, при этом может бросить что-то, кричит. Нахожусь в шоковом состоянии - ребенок всегда был спокойный. Пытаюсь объяснить спокойно, что ведь ей самой не нравится, когда так себя ведут. Все понимает, говорит, что постарается. И потом опять. Говорит - не смогла сдержаться. Не понимаю, как такое может быть, ведь пока папа с нами жил - она его модель поведения не копировала. И главное - как быть? Не объяснять же ей, что нельзя сердиться! Вопрос в том, что ее злят и сердят (так сильно) совсем простые вещи типа проигрыша в игре или, допустим, незначительной мягкой критики (например, делает с бабушкой уроки, та указывает, что есть ошибки). Очень надеюсь на ваш совет! Спасибо большое!
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Светлана! Главное, Вы сами не отчаивайтесь, да, такое бывает. Раньше Вы жили втроем: папа, Вы и дочь. Дочь видеть реагирование отца - это для неё прямой образец поведения, когда что-то не получается, что-то раздражает или что-то злит, ребёнок воспринимает то, что если один из родителей так себя ведет, значит это допустимо. Когда Вы жили вместе, со стороны дочери, этого поведения могло не проявляться - ведь помимо злости или обиды, у неё был и страх - перед вспышками отца. Теперь, внутри семьи этого напряжения и ожидания страха нет, возникают ситуации, когда она злиться, то автоматически проявляет поведение отца - так как оно было аффективно, а дети поддаются аффектам, и то, что она усвоила это поведение и проблема сейчас в том, что ей нечем это заменить! Здесь просто разговора мало с дочерью, тем самым Вы говорите ей как себя вести нельзя, НО не даете иного пути - а что тогда ей делать? Важно направить эту разрушительную энергию в конструктивное русло, научить её владеть и направлять своим состоянием - да, она может разозлиться и ей надо знать, как выразить эти эмоции - её нужно направить и обучить упражнениям на разрядку. Например, когда он чувствует, что злиться, ТО не нужно терпеть, лучше сделать паузу, переключиться на своё состояние, подышать - Вы можете обучить её дыхательным техникам (т.е. злость, обида, гнев всё это проявляется и на телесном уровне, возникает волнение внутри, дрожь, сердцебиение учащается, дыхание тоже и происходит вспушка, разрядка), ей важно научиться "отлавливать" себя в такие моменты, чтобы научиться справляться со своим состоянием. Видите, это проявляется только в семье, значит если возникает чувство страха ВНЕ дома, то она терпит, приходит домой и незначительная ситуация может привести к выплеску - значит, когда она приходит домой, ей нужно вспомнить,что она испытала сегодня, разозлилась ли на что-то, терпела ли, если такое было - то нужна разрядка, не ждать пока возникнет ситуация - а например, побить игрушку или попрыгать, т.е. выразить свою эмоция через тело и активность - это важно! Также, ей нужно научиться не подавлять в себе и копить злость - т.е. возможно есть ситуации, когда она не отвечает (не может защитить себя, что-то сделать или сказать и терпит), а реагировать в той ситуации, НО конструктивно. Т.е. важно понять сам механизм, увидеть ситуацию глазами дочери, чтобы она смогла сама осознать свои чувства и эмоции, учить ей справляться со своими эмоциями и направлять их, также и мотивационный компонент (зачем ей это надо? зачем справляться? что ей это даст? почему ей это надо?). В такой ситуации лучше всё-таки обратиться очно к психологу вместе с дочерью - чтобы специалист провел диагностику эмоциональной сферы дочери, начал с ней заниматься на осознание своих эмоций и нового пути реагирования, дал Вам рекомендации и Вы вместе с психологом смогли корректировать проявление эмоций у дочери. Также нужно разобрать и взаимоотношения в семье - т.е. что может быть "спусковым" крючком для того, чтобы дочь так отреагировала, чтобы изменить и это!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!