Прекращение грудного вскармливания - консультация психолога

Здравствуйте меня зовут Татьяна мне 31 год, я мама 2 мальчишек Дима 5 лет и Ваня 1г9мес. Ваня у меня был на гв, и так получилось что мы с Димой экстренно попали в больницу на 9 дней, всё это время Ваня жил у бабушки. Переживал очень тяжело разлуку особенно ночью тк у нас все кормления были только перед засыпанием и ночью. Сегодня приехали домой, я надеялась что он отвык но не тут то было. Он с такой надеждой лёг ко мне в предвкушении груди, но я по совету мамы не стала ему её давать что бы не произошло повторное привыкание. Сказать что он плакал и орал это не сказать ничего. Я старалась проговорить с ним его эмоции что тебе очень обидно ты расстроен и я расстроена и тп, на какое то время помогало но не на долго. Никакие песни бутылочки ему не помогают только наоборот злят. В итоге я его поставила в кровать и отошла в туалет, когда вернулась у меня Дима стоит качает Ваню а он лежит. Естественно я сказала Диме спасибо и продолжила качать сама, я его в это время гладила и хвалила. Вроде уснул но в глазах его было столько разочарования, и он во время засыпания сосал сначала игрушку потом пальцы. Я поцеловала его и положила платочек с запахом моего молока, что бы он чувствовал что я рядом. Я чувствую себя перед ним такой виноватой тк и мамы рядом не было и груди и когда приехала не оправдала его ожиданий. Я сама не готова к отлучке мне очень нравилось кормить его. Сейчас у меня такое чувство что как будто кусок от меня оторвали. Ещё был такой момент, когда у меня Дима сильно заболел надо было к нему постоянно ночью ходить и мерить температуру а тут Ваня с груди не слезает и я ему в гневе сказала что ты сегодня сосешь сисю последний раз и как по иронии судьбы нас забрали с Димой в больницу в этот день. Сейчас очень жалею что так сказала. Как же мне сейчас хочется его ещё хотя бы разок приложить к груди дать ему успокоиться и понять что мама рядом, я сама реву вместе с ним весь вечер, такая пустота внутри. Подскажите пожалуйста как нам поступить что бы было не так больно нам обоим?
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Татьяна! Проблема в отношениях между матерью и ребёнком (который приучен к груди) возникает, когда мама отлучает от груди ребёнка. Более конструктивно для отношений мамй-ребёнок это отлучение проходит тогда, когда мама сама является инициатором и чувствует, что готова отлучить ребёнка, тогда да, ребёнок переживает, но мама чувствует в себе силы, она готова и уверена в своем решении и эта уверенность передается и ребёнка, он переживает этот кризис отлучения, но всё-таки привыкает к новому режиму. Но - есть и другие ситуации - например, вынужденое отлучение от груди - да, такое бывает, когда мама уезжает, или болеет, или старший ребёнок болеет и мама должны быть с ним, тогда это решение принимает не сама мама, а обстоятельства за неё, у мамы нет внутренней силы и уверенности в том, что это её решение, это вынуждено, мама не готова была разорвать эту связь, сама испытывает беспокойство, вину, стремление вернуть всё как было - но ребёнок уже пережил период БЕЗ материнской груди и, действительно, повторное привыкание может не очень положительно сказаться на ребёнке - он уже проходит кризис отвыкания, а если в это время ему вновь дать грудь (потому что мама сама не готова и хочет этого), то ребёнок прильнет, возьмет, кризис заглушится, НО - когда уже мама сама решит, что готова, то ребёнок опять столкнется со стрессом, НО - он уже один раз это проходил и будет ждать НЕ того, что мама его отлучит, а к тому, что мама сдастся и опять всё вернется - т.е. исходить в своем решении важно не из того, что важно маме, а уже из того, что будет более здоровым для ребёнка! Вы уже отлучили его, он был период БЕЗ Вас, сейчас Вы тоже продолжаете, он уже в этом кризисе отлучения - НО - пережить он его сможет более положительно для него, если мама будет рядом и будет уверена в себе, а не испытывать чувство вины, жалости, стремления вновь создать эту ниточку физической зависимости. Да, не только ребёнок зависим от мамы, НО и между мамой и ребёнком формируется эмоциональная зависимость - это необходимо, чтобы мама могла заботиться о ребёнке, понимать его, заботиться о нем, НО - приходит время, когда ребёнка необходимо отделять - и именно маме нужно быть к этому готовой. Вы столкнулись с тем, что это произошло без Вашего решения - возможно, Вы это понимали, НО не хотели об этом думать, не хотели поверить, что именно сейчас пришел этот день, эта реакция сейчас говорит о том, что Вы переживаете разрыв (эмоциональный) разрыв с ребёнком. Испытываете перед ним чувство вины - за что? За то, что он сейчас страдает и ему приходится тоже разрывать связь и формирвать уже что-то новое - НО - это нормальный и естественный процесс, который необходим для здорового развития ребёнка, да, через такие кризисы и происходит развитие, прогресс, поэтому очень важно в этом состоянии НЕ делать шаги назад, не закреплять регрессию. А Вам необходимо поработать с собой - со своей зависимостью, разрешить себе отделить себя от ребёнка - это не значит, что ВЫ бросили его, НЕТ - к Вам возвращается Ваша цельность (образ, что оторвали кусок) - это говорит, что эмоциональная связь с ребёнком были симбиотична с Вашей стороны, а это нездоровая связь с ребёнком. Вам необходимо будет переключиться на себя, прочувствовать себя отдельно от ребёнка. Вы всё также можете продолжать о нём заботиться, любить, давать ему защиту и тепло, НО уже другими способами и теперь, Вам надо себя собирать, разобраться - почему возникла именно такая связь, почему возникло чувство вины, ребёнку станет спокойнее, когда в это время кризиса рядом с ним будет сильная мама - возможно, эта реакция говорит о том, что Вы не знаете как помочь ребёнку пережить это время, Вы раньше были вместе с ним, чувствовали одинаковые чувства, а теперь - Вы испытываете разное и это тоже может пугать Вас - как Вы можете быть уверенной и сильной, если ребёнок страдает? Татьяна, если решитесь более прицельно разобраться в ситуации, можете смело обращаться ко мне - я работаю с аналогичными проблемами - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - 89118618416 - буду рада Вам помочь!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!