Ребёнок кусается в саду - консультация психолога

Здравствуйте! Ребёнок (2,6) ходит в сад 2месяца. С адаптацией всё нормально, идёт с удовольствием, с детьми любит играть, ест, спит, говорит что любит воспитательницу. Начал кусаться, при чём 1,5мес спустя... до сада тоже кусался с года до двух примерно кусания шли на спад, к саду практически перестал. Кусается не просто так, только когда у него отбирают игрушки, учу его вместо кусуния громко говорить не дам, нельзя брать, т.к. свои игрушки ведь как то должен он защитить. Он понимает, говорит что кусаются только собачки, больше так не буду, но в саду на эмоциях видимо начал кусать... Особенно одного мальчика, в раздевалке видела что тот, кого он кусает, очень  активный, может отборать/взять без спроса. Спросила у воспитателей в какой ситуации кусает, ответили что тот мальчик сам нарывается... В любим случае поступки своего сына не оправдываю, разговариваю и говорю что ни в каких случаях нельзя кусать, разыгрываю ситуацию, что если я отбираю, то нужно сказать словами. Заметила, кусает только тех, кто понаглее, но не до крови вцепляется, просто чтобы отпустили вещь... как быть в такой ситуации? Как ещё объяснить/отучить?
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Анастасия! Понимаю , о чем Вы говорите - ребёнок так заступает за себя, при этом Вы понимаете, что такое отношение неприемлемо и необходимо выработать другое. Да, это поведение закрепилось, когда он был маленьким - часто дети кусаются, дерутся, когда что-то идет не так как они хотели бы, или когда защищают себя - но это "включается" быстро - это уже отработанная реакция. Здесь важно не просто говорить ребёнку и объяснять - у них все работает только через образы - на слух информация не откладывается, он понимает - НО - он не знает, что с этим делать. Т.е. необходимо не просто проигрывать эти ситуации, но чтобы через игру, предложить и отработать с ребёнком ДРУГОЕ повдение в этой ситуации - т.е. каждый раз разбирать ситуацию, когда ребёнок укусил - разобрать - что он чувствовал, что он сделал, что чувствовал после. И важно не просто сказать о том, что это поведение неприемлемо, а предложить ему другой вариант и уже проиграть эту ситуацию вместе с ребёнком, но уже с новым поведением. Т.е. ТО поведение, старое - оно привычное, поэтому к нему и прибегает ребёнок, и необходимо дать ему НОВОЕ поведение, чтобы он учился прибегать к нему, НО чтобы оно стало привычным, необходимо очень много раз проиграть его вместе с ребёнком. Также можно и прорисовывать ситуации, как комиксы, чтобы ребёнок наглядно видел - кто и что делает в подобной ситуации. Проигрывать можно и дистанцированно - т.е. со стороны, в игре с помощью кукол или животных (есть куклы-человечки, их используют для работы с детьми). Весь смысл работы в том, чтобы сформировать и ЗАКРЕПИТЬ новое поведение у ребёнка!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!