Помогите разобраться - консультация психолога

Добрый вечер, почему когда я иду по улице, или нахожусь в комнате с незнакомыми людьми, то мне кажется что на меня смотрят и из-за этого я начинаю чувствовать себя неуверенно, продумываю свои действия из-за чего они становятся неуклюжими, например начинаю продумывать каждый шаг и кажется что походка сразу становится какая-то неправильная. Почему я вообще думаю об этом хотя мог просто идти спокойно. Я иногда волнуюсь перед тем как задать какой либо вопрос незнакомому человеку и начинаю продумывать ситуацию наперёд, часто идя по улице я вздрагиваю от сигналов машин, даже если они звучат не близко. Когда я иду в компании или с другом,то чувсвтую себя уверенно. Это социофобия или низкая самооценка? Я стараюсь убирать эти навязчивые мысли из головы, но не всегда получается, так же этот эффект усиливается,если я долго не контактирую с людьми, например если долго сидел дома и потом вышел на улицу погулять один.
Полякова Анна

Психолог
г. Ялта
Системная семейная терапия
Ответ для: Владимир
Владимир, добрый день, да, ваша ситуация влияет конечно на вашу жизнь. И испытывать тревогу это нормально. Главное- то что вы обращаетесь за помощью. Есть такой эффект прожектора- когда я думаю что люди только то и делают что смотрят на меня и думают обо мне. Это не так. Приведу в пример опыт американских ученых- студент пришёл в аудиторию в розовой футболке. Он предполагал что 95% людей обратят на него внимание, по итогам оказалось что лишь 39% заметили. Это на поверхности. А сглубинными причинами, вы правы, нужно разобраться. Задам несколько вопросов А если даже и смотрят люди на вас, то что? Что думаете? Что чувствуете? Что самое страшное может случиться?
1 консультация бесплатно. Мой канал в тг https://t.me/+L32A1apD6bg2MjEy
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Владимир
Здравствуйте, Владимир! Очень понятно, что такая реакция несколько затрудняет Вашу жизнь и, я бы сказала, снижает качество удовольствия от жизни, ограничивает Вас и возможность общения с удовольствием. Информации не очень много, чтобы давать заключения и ставить диагнозы, но я по Вашему описанию я думаю скорее в сторону самооценки, нежели прямо уже социофобии. И возникает ощущение, как будто Вы, долго не "видя" внешний мир, когда долго остаетесь дома, ожидаете, что мир сильно изменился или его отношение к Вам изменилось, Вы как бы потеряли сноровку что ли, если можно так сказать, и нужно вначале снова настроиться на мир или, как в случае с вопросом на улице, на другого человека. Может ли это напоминать Вам какой-то прежний опыт контакта с кем-то? Возможно, когда этот значимый человек долго отсутствовал и будто бы была потерян контакт с ним. Или иной опыт? Если Вам спонтанно пришла в голову какая-то история, то чем она закончилась тогда? В любом случае, с такой ситуацией можно поработать, Вы можете выбрать специалиста, который Вам подходит по условиям, потому что все-таки необходимо больше информации и времени, чтобы произошло изменение в Вашем паттерне.
Владимир
Пользователь
Ответ для: Полякова Анна
Вы знаете, у меня бывает как будто два состояния, иногда у меня есть мысль, что я хочу чтобы на меня обратили внимание, но в это же время когда на меня обращают внимание мне некомфортно, это странное чувство. Идя по улице я постоянно смотрю в глаза навстречу идущим мне людям, я не могу просто идти и думать о своем, не обращая внимания на других прохожих, когда я вижу ответный взгляд от девушек,то мне это доставляет удовольствие, звучит наверно странно) А иногда бывает чувство,что взгляды наоборот давят и я просто стараюсь идти и смотреть в пол, вдаль. Просто основная проблема заключается в том,что я почему-то думаю постоянно о других людях, хотя я уверен,что другие люди просто идут по своим делам и думают о чем-то своем, я предполагаю,что мне не хватает внимания, поэтому я ищу этого в прохожих,чаще конечно в девушках, к тому же у меня не было длительных серьезных отношений, и когда я все же состоял в отношениях, этого чувства вроде не испытывал. Есть ещё одна проблема, может первая и эта как-то связаны,при разговоре мне трудно поддерживать зрительный контакт, мне становится тяжело сконцентрироваться на том,о чем мне говорят(поэтому стараюсь долго не смотреть в глаза людям,иначе я начинаю об этом задумываться и мысль повествования теряю окончательно,как будто выпадаю из реальности), иногда непроизвольно появляется улыбка, возможно это какая-то защитная реакция?
Полякова Анна
Психолог
г. Ялта
Системная семейная терапия
Ответ для: Владимир
Хочу вас поддержать. Когда идёте по улице и смотрите на людей, хотите ответного приветливого взгляда, поддержки. Это то чего вы хотите? Ведь мы действительно, по взгляду понимаем что приятны другим...
Для чего вам нравиться всем? Если есть такое стремление всем понравиться- значит что то происходит не так. Невозможно всем нравиться. В том что вы не нравитесь части людей и заключается ваша изюминка, ваша особенность, индивидуальность
Явно есть какое-то чувство которое стоит и за тем что думаете о других людях и за тем что не можете смотреть в глаза. Предположу страх, стыд или вину.? Было ли подобное чувство раньше? Может быть в детстве? Было ли так что кто-то пронзительно смотрел на вас? Возможно, осуждающе?