Контроль родителей, непонимание с их стороны - консультация психолога

Всем доброго времени дня. Я Настя(имя изменено), мне 16 (в сентябре будет 17), и основная моя проблема в том, что, как мне кажется, мои родители (особенно мама) чересчур сильно опекают и волнуются за меня, тем самым ужесточая контроль порой до рамок абсурдного. Разумеется, это проявление их любви ко мне, но, говоря по-честному, я сильно страдаю из-за этого. Мои родители в разводе, и я живу с мамой, поэтому, конечно, основная роль воспитания возложена на неё. Говоря вкратце о ее личности, она типичный обыватель, ведущий крайне неразнообразную жизнь (дом-работа-дом) и мало чем интересующийся. Проще говоря, она самый обычный человек. Наши представления о жизни и ее цели очень разнятся, и там, где она видит счастье в семье, детях и стабильности, я вижу его в саморазвитии, успехе и постоянном движении, разнообразии. Вероятно, это юношеский максимализм, инфантильность и эмоциональность, однако, стоит сказать, что я не особо-то подвержена воздействию эмоций (все тесты говорят, что я флегматик). Мама и, соответственно, я живем с отчимом, который еще более \"приземленный\", чем мама, у него очень странное мышление, смешанное с некой, как мне кажется, глупостью. Он пришел жить к маме, когда мне было 12, и я весьма болезненно восприняла это событие. Долгое время у нас возникало много претензий друг к другу, мы сильно ссорились, он мог даже ударить меня, но со временем мы привыкли друг к другу и сейчас практически не контактируем. Папа более отдален от меня, но его воззрения на жизнь мне несколько ближе, и именно он привил мне любовь к движению и путешествиям. Мы часто видимся и довольно много общаемся. Недавно у него была другая семья, но по стечению обстоятельств они его бросили. С папой, тем не менее, общались всегда, даже когда он жил с другой семьей.
Перейду к главному. Начиная с 12 лет, мама установила мне ограничение по времени в прогулках. До 9  вечера соответственно. Казалось бы, вполне логично, но это ограничение действует и до сих пор. При чем, если я выхожу на улицу, к примеру, в 12 часов дня, то в 9 возвращаться уже не могу, ибо надо раньше, а проводить столько времени вне дома непозволительно.То есть, в то время, как остальные мои сверстники беспечно прогуливаются до 22-23 часов, я вынуждена, внутренне ощущая своего рода стыд, говорить им, что мне нужно домой, иначе мама будет недовольна. Эту ситуацию можно понять, если бы я претендовала на прогулки в одиночестве. Но часто я выхожу на прогулки со своими друзьями/подругами. Кроме того, мои родители, насколько я понимаю, не соглашаются с тем фактом, что я становлюсь взрослее, и я уже не та 10-летняя Настя, которая когда-то не задумывалась ни о чем.  Например, когда у меня впервые появился парень (больше отношений у меня не было), моя мама крайне тяжело приняла этот факт, где-то в глубине души уверяя себя, что мы просто дружим. Забавно, но, говоря о наших отношениях, она всегда употребляла именно глагол \"дружить\", вместо \"встречаться\". Так, будучи в отношениях 2 месяца, я прошла через несколько кругов ада непонимания, контроля и сильного недовольства(последнее со стороны папы). Впредь я зареклась, что до тех пор, пока я не покину родительский дом, я не стану заводить никаких отношений. И после этого отказывала всем.
Однако! У меня есть подруга, живущая в другом городе, с которой мы общаемся со времен детского сада. В 7 классе она переехала, но мы до сих пор поддерживаем общение. Не так давно она стала причиной моего знакомства с ее другом, в котором я нашла действительно достойного для себя человека и  с которым  я хотела бы, хотя бы на время, связать свою жизнь. Летом вместе с моей подругой он должен приехать. Мы оба ждем этого момента. Конечно, было бы в разы лучше, если бы я могла приехать к ним в город и жить у подруги, но на такое, очевидно, моя мама не согласится (разговор об этом был).(Еще примечательно, что, когда я спрашиваю ее, могу ли я поехать, мама начинает истерику, и ее аргументация заканчивается на \"Я сказала нет. Ты еще мала и даже не пытайся убедить меня.\") И в случае приезда подруги и парня, передо мной стоит несколько вопросов: 1. Как объяснить родителям ситуацию и как корректно рассказать про того парня, чтобы они правильно это восприняли? 2. Поймут ли они всю важность приезда моей подруги и парня для меня? сделают ли, исходя из этого, поблажки? 3. Что я должна сделать, чтобы они наконец осознали то, что я становлюсь взрослее, ответсвеннее и осознаннее, возложили на меня соответствующие возрасту права и обязанности?
Ну и более того, я не знаю, как моя мама воспримет ситуацию, если я, закончив школу, перееду учиться в другой город... Если мне удастся, конечно...  Страшно, если меня не пустят. Я разговаривала об этом с мамой, и она сказала, что наберет деньги и поедет в другой город, чтобы я всегда была с ней. Надеюсь, она передумает...
И напоследок хочу сказать, что я, честно, чувствую себя в какой-то степени ущемленной и несчастной из-за этого. Я не могу свободно пойти ночевать к подруге, потому что родители боятся и не доверяют, не могу начать с кем-либо встречаться, потому что снова столкнусь с непониманием и агрессией с их стороны и с переживаниями и стыдом с моей. Кроме того, родители постоянно требуют внимания к себе, долгих разговоров с ними и порой не оставляют время на учебу из-за этого. В общем, как-то длинно получилось, но, надеюсь, прочтете. Очень буду рада помощи, заранее спасибо.
Яковлева Марина

Психолог
г. Краснодар
Поведенческая психотерапия
Настя, здравствуйте. Подростковый возраст не самый легкий период в жизни человека и нет ничего удивительного, что родители волнуются и тревожатся. Родители всегда хотят лучшего для своего ребенка и бояться, что по не знанию и жизненной неопытности их "чадо" может пойти не по той дороге, совершить определенные ошибки из-за юношеского максимализма. Они пытаются оградить детей от опасностей при помощи всевозможных запретов, не понимая, что это ни к чему не приведет. Ведь взгляды на жизнь и ситуации очень сильно отличаются у подростков и взрослых. Взрослые, уже пройдя определенную школу жизни, становятся более осторожнее, более рассудительнее и более мудрее. Им кажется, что таким образом они уберегают своего ребенка от ошибок. У подростков внутри кипит жажда независимости, смутное ожидание "грядущих успехов", огромного количества энергии. Именно в этом возрасте хочется освободится от полного контроля и быть более независимым. Если вы в семье один ребенок, то все свое чрезмерное внимание мама отдает вам. Настя, постарайтесь разговаривать как можно чаще с мамой на жизненные темы, расскажите о своих планах на будущее. Проявляйте свою взрослость через поступки. Мама должна вас увидеть не маленькой девочкой, а взрослой, готовой к новой и самостоятельной жизни. Проявляйте маме больше внимания, нежности. Когда вы станете более близки, найдете взаимопонимание, мама начнет вас слышать и понимать. Почаще спрашивайте у нее совета, пусть мама скажет свое мнение по поводу вашего друга. Вы поделитесь своим мнением. Маме очень важно понимать, что вы считаетесь с ее мнением. Нельзя полностью ее игнорировать, но при этом не забывайте, что вы тоже личность, которая имеет свою точку зрения и это ваша жизнь, которую вы должны прожить сами. У вас много на пути будут учителей. Это и родители, и школа, и институт, и работа. И вам важно понимать, что помощь всегда необходима, но решение принимаете вы сами. И за свое решение вы несете ответственность. Все что вы сказали, сделали за это только вы вправе спросить с себя. А значит, всегда думайте, что говорите, как говорите и что делаете. Умейте находить компромисс в любой ситуации и поступать правильно, не обижая и не оскорбляя ни кого, тогда вам точно не будет стыдно не за себя, не за свои поступки. Я желаю вам удачи.
Ватсап: +79615164425 Эл. почта vktyf100@yandex.ru С уважением, Марина Ян.
Булкина Наталья
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Настя. Соглашусь с коллегой в том, что родители всегда желают нам добра. И Вам Ваши родители хотят блага, защищают и оберегают от мира, который, по их мнению, опасен и непредсказуем. Но вы, молодое поколение хотите все познать сами, получить свой собственный опыт, а не воспользоваться опытом отцов. Отсюда и поколенческие конфликты. Тургенев в романе "Отцы и дети" об этом написал. Что касается того, что Вы хотите проводить вне дома более 9 часов гуляя, я бы тоже, как мать, была против такого нерационального расхода времени. Вам 16 лет, тут экзамены приближаются, да и о поступлению в вуз надо подумать. Закон об административных правонарушениях гласит, что подростки должны находиться после 22 часов дома со взрослыми. Когда Вы станете мамой, Вы также будете беспокоиться о своем ребенке, когда он вне дома с друзьями неизвестно чем будет заниматься. Часто вижу на школьном стадионе подростков после 21 часа, они громко ругаются матом, могут курить сигареты, пить дешевые энергетические напитки с алкоголем. Бесконтрольность со стороны взрослых приводит к приобретению вредных привычек, раннему началу половой жизни, правонарушениям, даже преступлениям. Простите мне мое занудство)
Один мальчик, десятиклассник, выпил с друзьями, взял ключи от отцовской машины, посадил в нее друзей, поехал, врезался во дворе в другие машины. Было заведено уголовное дело, т.к. у мальчика не было водительских прав и он был в состоянии алкогольного опьянения. Пришлось родителям очень постараться, чтобы помочь своему сыну избежать уголовного наказания.
Наталья Булкина, психолог