Наша дочь боится говорить по-русски - консультация психолога

Я и моя семья уже 24 года живем в Германии. У нашей младшей 17-ти летней дочери проблема: она боится говорить по-русски. Нет, она все понимает и знает, как надо отвечать, в голове ее русский язык "звучит", но она не может преодолеть свой страх и вымолвить хоть слово по-русски. В начальной школе ее запугала учительница-немка, делая упор на неполноценность нашей дочери, постоянно спрашивая ее при всем классе, понимает ли она то, что сказала учительница. Но наша дочь родилась в Германии, с трехлетнего возраста ходила в детский сад и к школе владела немецким так же, как и ее немецкие сверстники, тем не менее учительница постоянно унижала нашу дочь. Мы не сидели сложа руки, предпринимали все, что было в наших силах и через 2 года эту учительницу уволили, но в результате двухлетней травли наша дочь перестала говорить по-русски. С нами она говорит по-немецки, мы отвечаем ей по-русски. Наша дочь успешно учится в гимназии, владеет немецким, английским и французским, по характеру сильный и уверенный в себе человек. И вроде все было хорошо, как нам казалось, но... Вчера она гуляла с подругой в городе, зашла в макдональдс и увидела русскую женщину, которая не знала, как оплатить заказ в автомате. Женщина обратилась к нашей дочери за помощью по-английски. Наша дочь ей помогла, при этом очень хотела ответить ей по-русски, но не смогла даже губами пошевелить, так она сама нам потом рассказывала. Очень сильно переживает по этому поводу, говорит, что иногда она говорит по-русски, когда находится совершенно одна дома. Даже со мной, своей матерью, не решается говорить по-русски, как бы я ее об этом не просила, хотя у нас с ней очень теплые доверительные отношения, благодаря той учительнице, которая сама того не желая, сплотила нас в трудные для ребенка годы. Каждый день после школы я по 2-3 часа общалась с ребенком, слушала ее рассказы о школе и поддерживала свою крошку, осуждая несправедливость учительницы. С той поры у нас вошло в привычку такое тесное общение. Тем не менее наша дочь стесняется даже при мне говорить по-русски, боится, что скажет что-то неправильно, но тем не менее очень хочет "развязать себе язык". Можно ли ей помочь?
Комаров Константин

Психолог
г. Воронеж
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Ирина
Ирина, самое простое решение - приехать в Россию хотя бы на неделю и дать дочери самостоятельность. То есть пустить её в "свободное плавание" с какой-то конкретной целью: собрать информацию о родственниках и познакомиться с ними, изучить Ваш родной город или те места, откуда корни, составить гениалогическое дерево и т.д. Главное, чтобы была самостоятельность и была задача. Думаю, что языковая среда быстро сделает своё дело. Плюс - расширение кругозора, знакомство со страной, обретение большей уверенности в своих возможностях.
Гуенко Олеся
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Добрый день. Конечно можно. Необходимо поработать травму полученную в школе (а может есть и другие причины), это выяснится в процессе работы. Есть ряд методик, в том числе и EMDR (почитайте в нете), и терапевтические беседы. Все поправимо, не печальтесь.
Готова помочь +79885353932
Чистякова Элина
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Ирина, здравствуйте!
Вы большая молодец, что проявили тогда максимум эмпатии к дочери и много с ней разговаривали о случившемся, защитили её права и границы, продолжаете помогать ей оставаться внутри самой собой и не терять своей идентичности и целостности.
Степень её испуга и психоэмоционального напряжения тогда была столь высока, что сработавший механизм защиты остался включённым. Это последствие психотравмы. Сигнализация продолжает срабатывать в условиях отсутствия объективной опасности.
Для ребёнка школьный класс - это значимая часть его мира, он воспринимается как стая, а учитель - как вожак. На психическом уровне травля вожаком грозит особи с низким социальным статусом прямо или косвенно гибелью (в дикой природе). И тут ставки очень высоки, выше цены жизни ничего нет, это супер-приоритетная задача - выжить. Мы живём в цивилизации, отличной от джунглей, но физиологическая составляющая нашей природы по-прежнему во многом автономна и работает по принципу, сходному с животным. Речь о бессознательных процессах в стволе головного мозга, лимбической системе и вегетативной части нашей нервной системы.
В ходе преодоления психотравмирующей ситуации мозг вашей дочери ошибочно установил причинно-следственную связь между автоматической психической реакцией замирания в стрессе (молчать на русском) с успехом выживания тогда в социальной группе.
После не всегда значит вследствие, но физиологии этого не объяснишь.
Вашей дочери можно помочь, только может потребоваться относительно более долгосрочная работа. Когнитивно-поведенческая психотерапия обладает необходимым арсеналом инструментов. Необходимо, по сути, переучить её мозг реагировать привычным способом, который уже неактуален, но продолжает работать, хотя это уже давно только ограничивает и мешает, а не помогает.
Если психолог будет владеть двумя языками, включая русский, или будет только русскоязычным, это станет дополнительным значительным фактором в пользу динамики процесса, так как в контакте с психологом в подобных ситуациях строится первая модель безопасного пространства между людьми, где клиент может отрепетировать и укреплять необходимый навык коммуникации.
С уважением, Элина +79689226545
Ванина Анна
Психолог
г. Москва
Системная семейная терапия
Ответ для: Ирина
Вашей дочери нужно к психологу, есть масса методик. И очень бы хотелось ее запрос слышать, потому что все ответы на ее вопросы в ней. Если вы лично переживаете за свою дочь то тоже можно посмотреть что для вас это значит что дочь боиться говорить 5а русском, возможно есть чувство вины или еще что то? Вообщем добро пожаловать на консультацию.
Татьяна Тимошина
Психолог
г. Подольск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Ирина
Добрый день. В свое время надо было сразу же снимать страх, травму, вызвавшие блок.
Это можно сделать и сейчас, даже по скайпу. Если девочка сама этого хочет.
Я б еще с Вами поработала. И с иными родственниками, проживающими с ней, т.к. какая б трава не произошла с ребенком - но если дома полное доверие и поддержка - она может переработаться. Возможно, вы с мужем не ту тактику выбрали. И не столько поддерживаете, сколько критикуете, насильно заставляете и пр.
Т.е. тут нужен комплексный подход. Ребенок же в семье живет.
Ищите психолога для кропотливой методичной систематической работы.
Или пусть она сама выберет здесь, кто ей понравится, т.к. психолог и клиент - это тандем. По-хорошему.
Помощь очно и онлайн, стоимость в профиле - . пишите в WhatsApp +79853315054
Сак Юлия
Психолог
г. Минск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Ирина
Добрый день, Ирина. Действительно история с одной стороны сложная, кажется, проблема на лицо. Но попробуйте представить, что Ваша дочь, после того, как учительница высмеяла ее неумение петь, перестала петь перед близкими и уж тем более перед незнакомыми. Вас бы это очень беспокоило? Считали бы Вы это травмой? Ведь речь идет о том, что у Вашей дочери есть способности, которым она не находит применение, не демонстрирует их. Но у каждого есть подобного рода способности или умения. Я смею предположить, что Вас напугало то, что даже осознавая безопасность говорения на русском, дочь не говорит на нем с кем-то. Как будто есть какая-то часть ее души, которая не подчиняется ни ее, ни Вашей воле и сознанию. В психике человека не все подчиняется его воле или сознанию. Важно с этим смирится и не пытаться контролировать все, что можно и что нельзя. То, что дочь не говорит на русском может быть защитой ее психики от чрезмерной нагрузки, информации, которую, возможно, вовсе не надо трогать, пока это действительно не начнет мешать в жизни. Возможно, следует поработать с повышенной тревожностью Вашей либо Вашей дочери.