Как перестать думать, что люди одних профессий важнее и умнее других - консультация психолога

Здравствуйте.
Никак не могу перестать сравнивать между собой людей разных профессий.
Постоянно кажется, что люди технических профессий и вообще получившие образование в области точных наук более умные и нужные чем, скажем, представители профессий гуманитарных или творческих.
Самое простое: даже профессия учителя физики и математики кажется мне более сложной, чем преподавателя литературы.
Актеры и спортсмены вообще кажутся людьми, без которых легко обойтись.
Ведь весь технический прогресс государства и даже обороноспособность стоят на плечах
людей с техническим образованием, а остальное факультатив.
Даже врачи в основном ремесленники, профессионализм которых в основном определяется опытом.
И поэтому программисты, физики  и математики в основном мужчины, а гуманитарные факультеты заполняют женщины, вроде как там легче учиться.
Как учитывая вышесказанное ценить гуманитариев и тех же актеров например и не считать их людьми второго сорта, более глупыми и слабыми?
Помогите пожалуйста
Алякина Евгения

Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Элеонора
Здравствуйте.Вы застряли в жёсткой иерархии, где технические профессии кажутся «настоящими», а гуманитарные второстепенными. И вы сами чувствуете, что это мешает вам ценить людей и, возможно, себя.
Вы буд-то бы "измеряете людей одной линейкой". Попробуйте взглянуть иначе: мир не делится на «важных» и «неважных». Технологии строят дом, но без литературы, кино, театра в этом доме будет пусто и скучно. Прогресс нужен для того, чтобы у людей было время и силы на культуру, творчество, смыслы. Иначе зачем всё это?
Вы говорите, что актёры и учителя литературы - «факультатив». Но кто тогда учит детей мечтать, думать, понимать других? Кто помогает взрослым пережить горе или найти опору? Технари этого не делают. И это не «легче» — быть хорошим гуманитарием так же сложно, как быть хорошим физиком, просто там другие навыки: эмпатия, образное мышление, знание языка, умение видеть контекст.
Ваше убеждение это не объективная правда, а привычка, которую вы, скорее всего, переняли от кого-то из значимых взрослых. От неё можно отучиться. Начните с простого: в следующий раз, когда поймаете себя на мысли «этот человек не нужен», спросите себя: «А что он умеет такого, чего я не умею?» И честно поищите ответ. Вы увидите, что каждый профессионал ценен по-своему, и эту ценность нельзя измерить обороноспособностью государства.
Расширьте понятие «польза». Она бывает материальной (технологии, оборона) и нематериальной (культура, психология, воспитание). Без второй первая теряет смысл.
Попробуйте узнать ближе кого-то из гуманитариев или творческих людей. Спросите, что сложного в их работе, чему они учатся годами. Вы удивитесь.
Поработайте над самооценкой. Часто мы обесцениваем других, потому что сами боимся оказаться «недостаточно ценными». Может быть, вы сами когда-то выбрали не ту профессию? Или боитесь, что вашу работу можно заменить?
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Элеонора
Элеонора, здравствуйте. Попробуйте взглянуть на это через телесное и духовное. Вы же понимаете, что человеку важно и то и другое так как тело не живет отдельно от души, так и душа не живет отдельно от тела. Эмоции и ощущения вызывают потребность, которую человек стремиться удовлетворить. Физический труд в настоящее время заменен техникой, появилось больше свободного времени и появились другие задачи о чувствах, о восприятии, об интересах, взаимоотношениях. Да, людям важно зрелище и это могут передать и актеры, и спортсмены, которые привлекают людей и не только в залах театров, или на олимпийских аренах это и современные блогеры те профессионалы, которые способные наполнить время людей смыслом. Да, люди разные и если они были бы одинаковы, то наверно давно бы уже вымерли. Что вас беспокоит в этом? Вы хотите выбрать для себя "оправданную" профессию?
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Элеонора
Здравствуйте, Элеонора. В вашем вопросе скрыто больше чем вы сказали. Этот вопрос больше про вас, чем про других. Как будто в людях творческих, гуманитарных, точных профессий, вы улавливаете своё отражение, и, какие-то отражения вам нравятся больше, какие-то меньше. Воспринимая представителей будь-каких профессий менее важными, что вы сама чувствуете? Какие ощущения появляются внутри? Воспоминания? Ассоциации?
Онлайн консультирование месседжерах и на платформе ЯндексТелемост (+48539059770)
Элеонора
Пользователь
Ответ для: Алякина Евгения
Евгения здравствуйте. Вы совершенно справедливо заметили, что я выбрала не ту профессию. Я и не выбирала.Мне нравилась литература, история, иностранные языки, я проявляла артистизм, но в моей семье все с техническим образованием и в ответ на мое желание стать, например, журналистом, я натыкалась на крик, что я романтическая дура. В моей семье считают, что гуманитарное образование для дураков и неудачников. Так и получилось, что за проблемы с математикой меня ругали, а успехи в гуманитарных предметах не замечали в упор. Как избавиться от ощущения собственной неполноценности я не знаю. В моей семье считается что любые навыки гуманитария технарь освоит легко, а вот наоборот не получится.
Элеонора
Пользователь
Ответ для: Гурова Ольга
Ольга здравствуйте. Спасибо за точный и правильный ответ. Да, это вопрос про меня. Мне нравилась литература, история, иностранные языки, я проявляла артистизм, но в моей семье все с техническим образованием и в ответ на мое желание стать, например, журналистом, я натыкалась на крик, что я романтическая дура. В моей семье считают, что гуманитарное образование для дураков и неудачников. Так и получилось, что за проблемы с математикой меня ругали, а успехи в гуманитарных предметах не замечали в упор. Как избавиться от ощущения собственной неполноценности я не знаю. В моей семье считается что любые навыки гуманитария технарь освоит легко, а вот наоборот не получится.
smolentceva ann
Психолог
г. Томск
Психоанализ (классический)
Здравствуйте, Элеонора!
Как замечательно, что теперь, когда взрослеешь, над тобой никто не давлеет. Можно пойти и заняться чем угодно для души — любительски или профессионально. Нет более важных и нужных профессий, есть своё место в этом мире. Родители вводят ребёнка в социум и помогают вписаться в этом мере. Исходя из своих страхов — им казалось, что вы понимаете меньше. Это узкий взгляд, но ваше желание никуда не делось, оно пробивается в этом запросе. Гораздо важнее гореть своим делом. Бывают странные профессии, о которых не думаешь ни в 8, ни в 18, ни в 28, — но люди их выбирают, и в каждой сфере есть и профессионалы, и заложники семейных ожиданий.
Как это изменить? Перестать делить профессии на правильные и неправильные. Профессия — это способ быть вписанным в мир. И в этом помозает терапия или психоанализ: помогает человеку по-новому вписаться в тот мир, который есть сегодня. Не в мир родительских представлений двадцатилетней давности. Психоанализ не даёт готовых ответов, он помогает увидеть, где собственное желание оказалось спрятано под чужими страхами. Вписанность не даётся раз и навсегда. Чем больше вы разрешаете себе быть неудобным для старых семейных карт, тем ближе вы к настоящей жизни. С уважением, Анна Смоленцева.
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Элеонора
Элеонора, ваши родные глубоко ошибаются. Ваше умение тонко чувствовать, улавливать нюансы, оттенки, ваша способность творить ничем не хуже технического склада ума ваших близких. Печально что родственники этого не понимают.
Вы точно не неполноценна, хотя бы по той причине, что ваши успехи, ваши способности, превосходят способности близких к восприятию. Ваш диапазон шире их восприятия.
И, если опереться на родных не получается, то можно выбрать в качестве опоры того ( или тех) кто видит вас настоящую, ценную, успешную. Вспомните все похвалы, что вы слышали в своей жизни, похвалы от учителей, друзей, просто знакомых, — выпишите их. Потратьте какое-то время чтобы максимально полно восстановить все моменты, когда вас поддержали, отметили, поставили в пример, похвалили. — Даже если вам эмоционально сложно присвоить эти моменты, они объективно присутствуют в вашей жизни. На них можно если не опираться, то оглядываться, привыкая к тому что вы на самом деле достойны уважения.
Элеонора
Пользователь
Ответ для: smolentceva ann
Анна большое спасибо что нашли время ответить и дали возможность увидеть новую точку зрения на мою проблему
smolentceva ann
Психолог
г. Томск
Психоанализ (классический)
Ответ для: Элеонора
Элеонора, благодарю и всего доброго вам!
Бовдур Ирина
Психолог
г. Краснодар
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Вы описываете устойчивую когнитивную схему, в рамках которой профессиональная принадлежность автоматически приравнивается к интеллектуальной и социальной ценности человека. Это не «ошибка характера», а усвоенная система убеждений, которую можно проработать.
Ваши автоматические мысли: «технари умнее и нужнее», «гуманитарии — люди второго сорта», «без актёров и спортсменов легко обойтись». Эти мысли запускают чувство превосходства (или, наоборот, тревогу, если вы не относите себя к «элите») и подкрепляют избегающее поведение — вы не вступаете в глубокий контакт с представителями «менее ценных» профессий.
Ключевые когнитивные искажения:
Поляризованное мышление (чёрно-белое): «или полезен для прогресса, или бесполезен».
Сверхобобщение: из того, что технический прогресс важен, вы делаете вывод, что остальное факультативно.
Игнорирование исключений: вы не учитываете, что без гуманитарных знаний невозможна этика, коммуникация, передача культуры, мотивация — в том числе и для технарей.
Долженствование, направленное вовне: люди должны быть такими, как вам удобно ранжировать.
Что происходит глубже? Часто за таким сравнением стоит страх собственной незначимости. Если вы сама не технарь, то это убеждение защищает вас от чувства неполноценности через обесценивание других. Если вы технарь — то это способ поддерживать самооценку, но ценой постоянного напряжения и невозможности расслабиться в общении с «другими».
Что делать? Не пытаться «заставить себя ценить», а провести серию поведенческих экспериментов.
Оспаривание автоматических мыслей письменно. Возьмите одну мысль: «Учитель литературы — проще, чем учитель физики». Спросите себя:
Какие объективные критерии сложности я использую?
Могу ли я сам провести неделю, заменяя учителя литературы (подготовить урок, объяснить 12-летнему ребёнку смысл «Войны и мира», ответить на провокационные вопросы)?
Не путаю ли я «сложность постижения для меня» с «объективной сложностью»?
Тест реальности на «бесполезность» актёров и спортсменов. Составьте список всего, что исчезнет из вашей жизни, если завтра не станет ни одного актёра, режиссёра, тренера, спортсмена. Уберите из дня фильмы, сериалы, театр, музыку, новости спорта, обсуждения матчей, рекламу с лицами, даже разговоры с коллегами о впечатлениях. Оцените эмоциональное состояние через 48 часов. Вы быстро увидите, что «факультативность» — иллюзия.
Вероятно, у вас есть убеждение: «Мою ценность определяет то, насколько я объективно полезна». Оно сформировано средой (школа, родители, возможно, дефицитарная культура). Замените его на альтернативное: «Ценность человека не сводима к его профессиональному вкладу. Разные типы интеллекта сосуществуют и дополняют друг друга». Это не про «полюбить всех», а про когнитивную экономию: сравнение профессий требует огромных энергозатрат и не приносит вам реальной выгоды.
Конкретная техника на ближайшие две недели. Каждый раз, когда вы ловите себя на сравнении «эта профессия легче/глупее», делайте паузу и проговаривайте: «Это моя привычная схема. Давайте проверим факты. Назовите одну сложную задачу, которую решает этот человек, и которую вы не можете решить так же хорошо». Если вы не можете назвать — это сигнал, что вы судите с неполной информацией.
Ваше желание перестать так думать уже говорит о зрелости. Люди с истинным нарциссическим обесцениванием не обращаются за помощью. Вы же видите диссонанс — это точка роста. Разрешите себе быть непоследовательным: иногда считать технарей умнее, иногда восхищаться актёром, и не требовать от себя абсолютной политкорректности. Постепенное ослабление ригидных категорий — и есть терапия.
Элеонора
Пользователь
Ответ для: Бовдур Ирина
Ирина благодарю за ответ. Вы великолепно все расписали. Глубочайший анализ, все разложено по полочкам! Я обязательно попробую.
Бовдур Ирина
Психолог
г. Краснодар
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Спасибо. Я рада, что откликнулось. Попробуйте — и замечайте, где станет легче. Если что-то пойдёт не так, вы знаете, где меня найти.