Как пережить смерть дочери? - консультация психолога

Здравствуйте! В октябре 2022 года умерла моя дочь, ей было 20 лет, это было самоубийство. Она ходила к психологу (3 или 4 консультации), обратилась по поводу нервного тика, а также у неё были мысли о суициде, но об этом дочка сказала только психологу, мне не сказала, к сожалению. Я не думала, что всё так серьёзно. Психолог посоветовала ей обратиться к психиатру. Дочка сказала мне об этом, я удивилась, так как думала, что нервный тик лечит невролог. Но я сказала, что в любом случае стоит сходить к психиатру, чтобы исключить например какое-то заболевание. Через 3 дня после этого дочка покончила с собой (к психиатру она не пошла и сказала мне, что достаточно только невролога, но сказала так скорее всего, чтобы успокоить меня или ещё по какой-то причине. На её ноутбуке после смерти я нашла файл, где дочка описывает своё состояние. Пишет, что последние 2 месяца ей плохо, что нужен скорее всего психиатр и что может быть назначат какие-то препараты. Но я не знала об этом и не видела, как ей плохо на самом деле, я виню себя в этом, не могу об этом не думать. Я уже смирилась с тем, что многие осуждают меня. Но есть и те, кто поддерживает, мои родные и лучшая подруга дочери. Мне так хочется верить, что дочка не обижается на меня, но я этого уже не смогу узнать. Не знаю, что будет дальше, но иногда бывает очень тяжело и выматывает это чувство вины.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Анна! Поддерживаю и сочувствую Вам. На мой взгляд, выйти из этого психологического кризиса, если не отпускает, поможет именно психолог. Помимо горя Вы еще испытываете давление окружающих и вину. Это буквально гремучая смесь. Попробую написать немного теплых слов и рекомендаций. Процесс горевания имеет несколько стадий, проживание их у каждого разное и по времени, и по силе, чтобы бережно и точно Вам помочь, нужно знать о Вашем состоянии, а это только в личном общении. Здесь одним ответным смс невозможно, я даже пытаться не буду.
Сразу скажу, что можно сейчас предпринять, чтобы окончательно не погрузиться в эту бездну чувств. Анна, как вы спите? Как вообще сейчас дела? Погружение в эту боль происходит не часто?
Универсальных советов, конечно, нет, но вот несколько приемов, которые помогут Вам при усилении чувства утраты:
1. Не сдерживайтесь. Никого не слушайте "потерпи, мужайся, со временем пройдет и т.д" - сразу говорите отстать. Хочется плакать - плачьте, хочется улыбнуться - улыбнитесь, хочется все бросить и полежать в тишине - находите время и делайте. Таким образом, Вы разрешите себе чувствовать все то, что Вы и должны чувствовать.
2. Используйте современные технические возможности (что, собственно Вы и делаете) - есть сайты и форумы по памяти о близких, найдите того, с кем можно поговорить о дочери, вылить все переживания. Чем больше вы выговариваетесь, тем эта чаша горя будет наполнена меньше.
3. Раз Вы чувствуете тяжелую вину (хотя, здесь я бы подольше задержалась и сказала одну вещь, которая подтверждена научно, большинство людей, которые окружают человека, решившегося на свой добровольных уход, ничего об этом не знают и не догадываются. Такое решение имеет свои химические процессы принятия решения и тщательного сокрытия) - так вот, что можно сделать: напишите письмо дочери, большое, подробное, скажите все, что хотели бы сказать. Выйдите в нешумное и просторное место и сожгите его, пепел развеется, а сам ритуал поможет освободиться от накопленной вины. Фокус в том, что психике все равно, она не понимает, говорите Вы вслух человеку или пишете на бумаге, он воспринимает это как акт действия, которое Вам сейчас нужно.
4. Создайте небольшой клуб памяти или день, в который Вы с близкими будете вспоминать дочку, но только хорошее, светлое. Делать то, что она любила, например, пойти и поесть в любимом ее кафе. Это тоже ритуал, который помогает освободить место для светлого и освободиться от бремени негативных эмоций.
Психологическая наука говорит о «работе горя» – его необходимо принять, прожить и пережить, обычно естественный процесс длится до года. После этого, в нормальной ситуации, горе переходит в светлую печаль и светлые воспоминания, потому что контролировать это и тем, более химические процессы в чужой психике, мы не в силах. А чувство вины, в любом случае, естественный процесс. У всех.
Берегите себя, обращайтесь за помощью. Мои контакты в профиле. Всего доброго, Анна!
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Кулаков Игорь
Студент-психолог
г. Симферополь
Психоаналитическая терапия
Анна, здравствуйте.
2 года назад в вашей жизни случилась большая трагедия, с которой мало кому приходится столкнуться. Психика реагирует на такие события взрывом чувств, некоторые из этих чувств могут остаться с нами долго, а часть не пройдет никогда. Вы очень последовательно и понятно описали всё произошедшее, и, судя по всему, вам удалось справиться, пройти наиболее острый и опасный для вас момент.
Чувство вины тесно связано с чувством отвественности и нашего контроля, оно возникает, когда мы считаем, что у нас достаточно сил чтобы предусмотреть и предотвратить.. в данном случае смерть другого человека. Когда мы сталкиваемся с такими трагедиями мы конечно же не хотим пройти через подобное еще раз... поэтому действительно очень важно верить в свои силы и всемогущество. Но вы человек, а значит вы не всемогущи, все трагедии вы не можете предотвратить, но вы способны с ними справляться и жить дальше.
Не могу не обратить внимание на то, что вы пишите, что трагедия случилась в 2022 году, а обращаетесь за помощью вы сейчас. Должно быть недавно случилось что-то еще, что смотивировало написать этот пост?
Успехов в понимании себя и работе над своей жизнью. Буду благодарен за отзывы на странице моего профиля
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Анна
Анна, здравствуйте. Очень вас понимаю. Чувство вины, действительно, выматывает и оно появляется при потере близких людей, даже при потере родителей в 90-летнем возрасте. Вина как будто наказание за то, что один остается в этом мире, а другой уходит. Очень вас понимаю и хочу сосредоточить ваше внимание на том, что входит в понимание семьи. Семья это меня 7, те есть Я, есть папа с мамой и у папы с мамой тоже есть их папы с мамами и родившийся ребенок хоть и воспитывается как бы мамой, но мама передает лишь часть своего, она передает то, что сама получила от своих родителей и прародителей, также у каждого ребенка есть еще половина от другого человека - от отца с его житейским богатством, который отец получает от своего рода.
Да, так случилось, что ваша дочь имела не много сил и ей удалось радовать вас лишь 20 лет, конечно, горько это осознавать, но люди, действительно, не всемогущи. Очень понимаю как другие люди напуганы случившейся прежде времени смертью вашей дочери и они также от свой слабости, защищая себя от страха смерти как будто могут как бы вас осуждать.
Чувство боли может возвращаться к вам время от времени, но из любви к дочери можно какой-то частью вашей души согласиться с ее выбором и ее желанием идти своей судьбой (нам не известна история других людей, которые участвовали в жизни вашей дочери), вероятно, причина такого выбора дочери как-то связана с трансгенерационной передачей травмы. Понимаю, что, разместившись здесь, вы что-то откроете в себе новое, поддерживающее вас, но этого очень мало и работа с психологом будет подспорьем для того, что вы сделаете что-то хорошее для себя и для своей дочери, сохраняя в памяти ту радость общения которую ваша дочь дарила вам и людям ее окружающим.