Помощь семье с подростком - консультация психолога

Сын.10 лет. Активный,  целеустремленный. Разноплановый. Интересен многим. Но и у многих вызывает нездоровый бзик.
Дети, сверстники, на мой взгляд, стремятся завоевать его внимание, общаться, играть, соучаствовать.
Но! Систематически звонят родители детей, которых он обижает, задевает,....
Когда начинаем выяснять, получается что либо он вообще не виноват: оговор, наговор с целью отвести от себя укоры родителей в порванных вещах или сломанных велосипед и т.д. либо ответ на определенные действия: швыряние камней рогаткой, откидывание камней, яблок, которые швырнули в него ... И прочие ситуации
Как объяснить родителям, что их дети не ангелы, и начинают сами? Они не понимают
Как помочь ребёнку, научить решать проблемы по-другому
Я на стороне ребёнка сейчас на 100 процентов, но меня просто колбасит уже от того, что ребёнка пытаются во всём сделать виноватым
Психолога на всю округу нет ни единого
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Надежда, здравствуйте! Начну с того, пубертатный период для любого ребенка - очень непростой и противоречивый. Ситуации стычек ребят - явление очень частое, подростки всеми доступными им способами пытаются социализироваться, создать себе имидж, определить место в коллективе, доказать свою крутость. Причем, делают они это, зачастую с бессознательными импульсами, в природе и психологии - это механизм самоутверждения. Факт того, что Вы 100% на стороне сына, безусловно, очень хороший показатель взаимной поддержки в семье. Однако, откуда берется проблема, почему другие родители так негативно настроены и почему их много?
Механизм общения детей очень нестабильный, у каждого ребенка свой набор паттернов поведения для самоутверждения в коллективе. Однако, ведь не бывает дыма без огня, и в Вашем обращении я вижу некоторое противоречие. Вроде бы с вашему сыну ребята настроены с интересом и положительно, а с другой стороны (как вы описали) -
Цитата: получается что либо он вообще не виноват: оговор, наговор с целью отвести от себя укоры родителей в порванных вещах или сломанных велосипед и т.д. либо ответ на определенные действия: швыряние камней рогаткой, откидывание камней, яблок, которые швырнули в него
Допустим, свалить вину на другого - это для детей условно нормально, потому что волевая сфера психики еще не сформирована и они физически не могут брать на себя ответственность. Сегодня виноват один, завтра другой приятель, - это частое явление. А вот почему вашему ребенку приходится отшвыривать камни, летевшие в него, яблоки... - вот с этим необходимо разобраться. И почему жалобы чаще всего именно на вашего сына? То есть к нему негативно настроены и дети, и родители? Какая-то причина точно есть, найти ее нужно, чтобы более экологично направить ситуацию в положительное русло.
Причины могут быть разные - элементарный буллинг в школе (работать с психологом, безусловно), агрессивное поведение самого ребенка, а у окружающих - уже последовавшая реакция (тогда нужно выяснить больше информации), неуверенность ребенка и сильное отличие его реакций (так называемое отставание от темпа реагирования - например, все решили побежать на площадку, а он застыл в нерешительности, у детей возникает коллективный рефлекс подтрунивания над таким ребенком), неумение выстраивать отношения с другими (застенчивость, вспыльчивость, категоричность, отстраненность именно в характере) и другие причины. С этим на диагностику к психологу.
Родителям объяснять, что их дети не ангелы не нужно, Вы же тоже в это бы не поверили) А вот по-взрослому, спокойно поговорить совместно с их детьми и с вашим, - это очень правильная тактика. Дети копируют поведение родителей, а значит, видя спокойные беседы, и сами будут уважительнее друг к другу.
С психологом можно работать онлайн. Обращайтесь к любому приглянувшемуся специалисту. И все обязательно наладится. Удачи вам!
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Надежда
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Добрый вечер, спасибо за ответ. Сын очень явный лидер в коллективе. Заводила, поддерживает любое начинание. Если учитель обращается с предложением чего-то, он сподвигнет на это всех. К нему тянутся дети. Хотят участвовать с ним в совместных играх, прогулках... Яблоки и камушки: мой сидел с другом на высокой горке (советская, металлическая метров 5+), мимо проходили девочки-одноклассницы, решили привлечь внимание, начали окрикивать, потом обязываться а мальчишки внимания не обращали были заняты, смотрели видео, как ловят рыбу на Волге. Девочки пошли дальше и в ход пошли сначала яблоки, упавшие с дерева, а потом камешки. Мальчики в итоге прямо с горки им обратно покидали всё, что до них долетело. А папа одной из них позвонил и предъявили, что именно мой якобы мешал девочкам гулять, закидывал камнями и яблоками. Когда всё выяснилось, папа позвонил, извинился. Но эти необоснованные наезды раздражают. Наезд -разбор полётов - извинения Когда разбираемся, да, находятся причинно-следственные связи между событиями. И как правило, мой сын никогда не начинает сам. Но! Он может постоять за себя, и часто он ещё и за других вступается, кто не может дать отпор. Последнее: одноклассник стрелял камушками по всем проходящим детям из рогатки, и убегал. Мой его увидел. Через какое-то время встретил на улице и подошёл с выяснением. Конечно не по-доброму,но он считал себя правым: взял за шкирку и грозно прорычал, что отвечать надо будет за камни с рогатки, если ещё так будет делать и, к моему сожалению, тюкнул в бочину. Для меня смешна сама ситуация: мой сын 134 см и 27 кг, взял за шкирку мальчика на полтора года старше ростом 150 и весом 55. Он пожаловался своим. И его бабушка заявила: он же из рогатки стрелял, а почему ваш сын руки распустил?!!!!! А её внук, значит, ногами рогатку держал?! И ещё аргумент: ваш ведь на тхэквондо ходит! Так он у меня и на занятия баяном, и на хор, и на сольфеджио ещё ходит! Об этом почему-то не вспоминают. Выговорилась, извините Он очень быстрый, у него есть постоянные друзья,3-4: вместе они что только не затевают, но никогда родители не жалуемся друг другу. Я боюсь, что кто-то может просто пожаловаться на любую ситуацию, без выяснения правды или истины, а моему потом придется оправдываться Я даже хочу сходить на консультацию в полицию, чтобы узнать, как донести до людей, что и лжедоносы - тоже наказуемы А по родителям, чувство такое, что какая-то зависть что ли, что не их ребёнок может спокойно выйти на сцену и спеть соло для мам на праздниках, или быть командиром класса и побеждать на смотре песни и строя. Знаю, что нравится девочкам, одноклассницам ( о, смотрите, Камиль петь выходит, и наперегонки начинают снимать видео, всегда аплодируют, улыбаются, поздравляют. Помладше когда был, за ним постоянно заходили девчонки, звали на улицу играть.) Хотя честно скажу он не классически красив, не отличник (2 четверки русский и башкирский), но есть какая-то харизма уже сейчас, стильная прическа и одевается интересно
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Спасибо, за Вам обратную связь. Вы хорошая мама и любите своего ребенка, это здорово. По описанию, ваш мальчишка яркий, умненький и смелый, тогда возникает некая несостыковка - дети в классе его уважают, а вот родители почему-то нет. Важно прояснить эту ситуацию. Ну, во-первых, для чего они жалуются? Дело в ребенке? В том, как о нем говорят дома их дети? Или дело в Вас? Зачем взрослым людям совершать такие нелогичные и невзрослые поступки, как жалобы, и уж тем более, на ребенка?
Во-вторых, у меня есть несколько предположений на этот счет, и прошу Вас, отнеситесь к моим словам непредвзято, мне нет резона вгонять Вас в еще большее волнение. Бывает, что родители к своим детям не совсем объективны и не замечают некоторые нюансы, которые есть в их поведении. Например, бывает сильный лидер в классе, все к нему тянутся, но лидерство может быть деструктивным. Поясню. Лидера больше боятся, чем уважают. Проявления могут быть самые разные (его сарказм, резкость, его упрямство, его категоричное отношение к слабым, демонстрация силы и исключительности и многое другое). Это заставляет других детей чувствовать себя некомфортно, помалкивать при нем, а дома жаловаться родителям. Отсюда, и такая реакция родителей.
Может быть у родителей лидера или просто яркого ребенка в классе, затяжной конфликт с другими мамами и папами, о котором уже и не вспомнят, а другие родители с затаенной неприязнью запрещают детям общаться с лидером, и при удобном случае проявляют свою несостоятельность, как взрослые, и придумывают способы для мелких пакостей.
А возможно, Вы не обо всем знаете из школьной жизни Вашего сына, а эти факты знают другие родители. В любом случае, стоит поговорить с классным руководителем, с психологом в школе, если есть, прямо выступить (спокойно) на собрании и спросить, в чем проблема. Полиция (вы упомянули) здесь не увидит какого-то правонарушения, полагаю.
Ну и тихонечко пообщаться с сыном, со взрослой, нейтральной позиции, не показывать, рвение в бой, а показать Ваше волнение и сомнение. Пробуйте все варианты, обращайтесь к психологу хоть сами, хоть с ребенком, в диагностической беседе обязательно найдется причина и специалист поможет ее интерпретировать и исправить кризисную ситуацию. Не переживайте, в конце концов, жизнь - штука во многом непонятная, побрасывает задачки) Удачи Вам!