Как быть, если жизнь в социуме порой причиняет неудобства? - консультация психолога

Мне 23 года и я замечаю за собой, что я реально какой-то мизантроп и социофоб. Не всегда, но частенько контакты с людьми, разговоры, особенно с незнакомцами, причиняют мне душевные страдания.
Я едва ли не выпадаю в осадок, когда ко мне обращаются на улице с вопросом как куда пройти и тем более:обращаются с просьбой что-то им сделать:разобраться в их телефоне, достать их застрявшую карту, самое лёгкое-поднять и поставить их сумку. Не проблема помочь. Дорогу подсказываю по Яндекс картам. Половину других просьб удаётся выполнить.
Какие-то просьбы я не могу выполнить в силу того что не умею.
Но меня покоробило:женщина попросила меня подержать ей куртку так, что я не услышал. А потом слышу бурчание :куда пошёл?!
Я очень не люблю, когда ко мне лезут с разговорами незнакомые люди.
Когда мне не было и 17,продавец в магазине затеял со мной разговор иду ли я в армию. Когда ответил, что нет, приводить он аргументы стал, почему стоит пойти. Недавно парикмахерша стала расспрашивать учусь ли я, работаю и тд.
Я ответил, но я считаю, что лезть так к клиенту -признак дурного тона.
В другой раз Один парень,который тоже пришел стричься, стал меня засыпать вопросами:иду ли я в армию, занимаюсь ли на военной кафедре и тд
Коллеги ладно, пусть спрашивают. Но совсем не знакомые люди шугают меня этим
А бывает, что я конкретно шугаюсь людей
Несколько ситуаций:
1.Я сидел на лавочке в зале станции метро в ожидании поезда.Сидел ,ТК устал.
Одна женщина решила сесть и попросила подвинуться, но вставать не просила.
Я вскочил.
Она сказала, что вскакивать не стоило.
И повторила это как минимум 2 раза.
Я быстро ушёл.
2.Я сидел на лавке в институте и ел фасоль в банке , которую держал в рюкзаке в переднем отсеке.Испачкать не боялся.Где-то на 3 метра впереди меня сидел охранник и неожиданно встал и пошёл прямо ко мне.Он мне сказал,чтобы я вынул банку,поставил ее на подлокотник и ел не стесняясь.
И начал упорно предлагать мне хлеб.Я отказывался.Он все равно пошёл и я просто убежал из корпуса.И даже зол был на охранника в душе, лучше бы он дальше болтал и не трогал меня.
Я сел на той лавке только потому что негде было больше сесть
Эти 2 случая были в начале 2019 года .
3.Я ехал в автобусе. Когда только сел, было очень свободно.И ещё несколько остановок было также свободно.
Но ближе к середине пути мужчина один подошёл и попросил встать на время, ТК места оказались заняты почти все.Он хотел сесть (я сидел в месте,где 2 сиденья).
Я встал, но насовсем.
А он меня несколько раз уговаривал сесть, но я только сильнее растерялся.
4.Я переходил через очень короткий переход на ЖД путях в черте спального района .В одну сторону нормально перешёл по светофору.
А на обратном пути ждал зелёного света светофора минуту где-то.
Одна женщина сказала, что можно и нужно переходить.
Я побежал на всякий случай.
Она сделала замечание, что не стоит бежать.
А я растерялся.
И ещё:замечаю, что и от близких испытываю дискомфорт.
Я сейчас учусь в институте на 4 курсе. Работаю.
Мне не нравится, что мои близкие почти все время что я дома, громко разговаривают во время бодрствования.
Мне даже с ними не очень нравится общаться.
Бывает, что я сижу спокойно в комнате уставший и ко мне лезет младшая сестра, которой 8 лет.
Тормошит меня, просто мельтешит и мельтешит у меня перед носом.
Неприятно это Да, я в принципе не люблю , когда рядом мельтешат люди
Александр Ярошенко

Психолог
г. Хабаровск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Похоже у вас есть какой то сценарий или образ каким надо быть и как себя вести.
Вы вроде бы описываете ситуации в которых понимаете, что не хотели бы помогать. Держать какой то тетке пальто или уступать место И так далее.
Но почему то вы об этом не говорите, а просто выполняете просьбы.
Почему вы не можете сказать в парикмахерской что не хотите говорить, хотите помолчать? Что вы чувствуете.
Или когда спрашивают про армию, зачем вы говорите, если нет желания?
Это все касается личных границ. Для каждого они свои. Надо уметь их выстраивать. Важный момент в том, что люди вокруг не знают как с вами можно общаться, какие у вас границы, и ТОЛЬКО ВЫ можете научить других правилам общения с вами, показать свои границы.
А если молчать ничего не выйдет, люди не поймут ничего.
Кто ищет, тот всегда найдет, в том числе и себя! А я тебе в этом помогу ☝️ Магистр психологии, психолог консультант. А.В. Ярошенко