Морализаторство психолога или нет? - консультация психолога

Здравствуйте! У меня ГТР, диагностированное психиатром, принимаю медикаментозную терапию и занимаюсь КПТ с психологом 3 мес. Читала, что успех психотерапии во многом зависит от альянса пациента и психолога, и что это не менее важно непосредственно компетенций специалиста. До недавнего времени всё устраивало. Но вчера прочитала несколько ранних статей (2018 года) на канале, который ведёт мой терапевт. Не понравилась его статья, осуждающая поведение девушек-болельщиц на ЧМ 2018 по футболу, проходившем в России. Якобы своей доступностью девушки компрометируют репутацию всей страны и что их нужно спасать и вернуть на лоно морали. Для меня это слишком морализаторская позиция для психолога. Стоит ли мне обсудить это с ним, или просто закончить сотрудничество сославшись на какую-нибудь нейтральную причину? Я очень расстроена, мне будет грустно после прекращения работы. Искать нового терапевта, открываться ещё кому-то не готова. Возможно, обвиняя терапевта в излишнем морализаторстве, я сама занимаюсь морализаторством.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Ольга! В общие симптомы Вашего диагноза, помимо всего прочего, входит предельное напряжение нервной системы: и эмоциональная неустойчивость, и раздражительность, и подозрительность, и изначальное негативное восприятие как "режим повышенной боеготовности". Потенциальная опасность или любой негативный душевный отклик на ситуацию возводится до степени катастрофы.
Предположу, что именно это является первопричиной такой острой реакции на раннюю статью Вашего психолога. А еще, возможно, в психотерапевтом возникло отдаление, только Вы еще не осознаете это. Однако, так бывает, поэтому важно прислушаться и понять: по какой причине оно возникло и прийти к осознанному решению.
Что ни говори, психологи не боги, они такие же люди, не идеальные, со своими ценностями и воспитанные своими родителями, они тоже и грустят, и радуются, и ошибаются. Вы можете поговорить об этом, может услышите удовлетворяющее Вас объяснение. Однако, как я сказала выше, каждый имеет право высказать свою точку зрения. Она может восхищать или идти в разрез с другим мнением. Но это не повод расстраиваться и прекращать терапию. Это лишь высказанная мысль из прошлого.
Что можно сделать в этой ситуации:
1. В механизме ГТР есть один момент: часто оно возникает на фоне недополучения базовых потребностей человека (во внимании, в сне, в близости, в цели, в смыслах, в контроле, автономии и др.) Можно удовлетворить Вашу потребность в смыслах (я считаю, это она) и написать статью со своим мнением по этому поводу. А потом прочитать ее на сеансе. Тем самым вы поможете выплеснуть эмоцию экологично, а Ваш мозг получит награду в виде дофамина. Психолог, в свою очередь, выслушает Вас и найдет нужные слова в обратной связи.
2. Станьте в позицию "Я-наблюдателя", при работе с ГТР это очень эффективная методика. Можно сделать это прямо на сеансе. А можно и дома самой. Задавайте следующие вопросы и диссоциативно, как бы наблюдая со стороны за психологом и клиентом, сидящими рядом друг с другом (как внизу на сцене), отвечайте на них: что заставило этого психолога написать эту статью? Имеет ли она возможности, как обыкновенный человек, высказывать свое мнение? Можно ли ее рассматривать как сверхчеловека, который во всем идеален? Почему клиент так отреагировал на эту статью? Что клиент хочет донести до психолога? Что произойдет, когда он выскажет это? Что произойдет, если он не выскажет это? Может ли эта ситуация привести к разрыву деловых отношений? Может ли это являться главным критерием для разрыва? Как бы клиент хотел изменить ситуацию экологично?
Если Вы последовательно ответите на каждый вопрос, прочувствуйте, изменилось ли Ваше отношение, снизилась ли критичность? Думаю, положительный эффект появится.
Удачи Вам!
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ольга
Ольга, здравствуйте.
Конечно вам стоит принести на сессию и обсудить все с вашим терапевтом. "Сливаться" это слишком просто, тем более вы пишите, что не хотите этого.
Скажите, а почему вас зацепила именно тема про болельщиц? Что вы чувствовали, когда читали статью?
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Ольга
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Я имею право обсуждать с человеком его поступки без его запроса на это?
Почему прочитала именно эту статью? Я отсортировала статьи по количеству комментариев, и у этой темы было их больше всех.
Для меня невыносимо делать что-то против правил, что не одобряемо обществом, даже понимая, что многие правила устарели и надуманы. Страх осуждения приводит к тому, что я выбираю действовать согласно общественному мнению, даже если оно иррационально. Моя жизнь - это отработка долгов: перед престарелыми родителями, несовершеннолетними детьми, долг перед работодателем. Это всё беспросветная рутина, при исполнении которой у меня нет отпусков и выходных. Девчонки-болельщицы просто повеселились, а оказывается, их долг - представлять моральный облик страны. Вот теперь и у меня ещё и такой долг появился.
Что зацепило: что не буду соответствовать моральным нормам терапевта, может в других статьях, ещё что-нибудь есть.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Ольга
Здравствуйте, Ольга. Высказывать свои мысли это нормально, для этого вы работаете с психологом и в терапии вы обсуждаете ваше ощущение, ваши чувства и ценно, что есть такое место куда вы можете принести появившиеся в терапии переживания.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ольга
Спасибо за ваш ответ, Ольга.
Вы пишите: Я имею право обсуждать с человеком его поступки без его запроса на это?
Ольга вы имеете право, вы для этого ходите в терапию и платите деньги, чтобы обсуждать и проживать все, что для сейчас важно. Если этого нет, теряется смысл терапии. Поэтому говорите, проживайте вместе с терапевтом все, что для вас важно и может помочь вам.
Вы не ответили на мой вопрос: Что вы почувствовали, когда прочитали статью? Какие чувства в этот момент были у вас? Вам страшно стало? Отвратительно? Опишите ваше эмоцильнальное состояние в этот момент.
Ольга, скажите зачем вам соблюдать все правлила, понимая, что они не нужны? Только страх осуждения и порицания других или чтт-то еще? Что это вам дает? Что вы этим закрываете?
Откуда у вас установка:"Моя жизнь - это отработка долгов"? Кто навязал?
Вы пишите: "у меня нет отпусков и выходных." То есть вы не отдыхаете, только обслуживаете других.
То есть вы четко понимаете, что "Девчонки-болельщицы просто повеселились", но терапевт пишет, что "а оказывается, их долг - представлять моральный облик страны." Понимаете, чтоо девушки имеют на это право, но при этом сами отвечают за свое прведение. И кто-то, конечно будет их осуждать, кто-то просто пройдет мимо. А вы нашли доказательствл своей установки, что "надо четко соблюдать все правила, чтобы не было осуждения" и повесили на себя еще одну гирю-долг. Это не улучшит вашего состояния.
Вы пишите: "Что зацепило: что не буду соответствовать моральным нормам терапевта, может в других статьях, ещё что-нибудь есть." Я бы вам порекомендавала больше статей не читать, а работать в терапии.
Ольга
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Что почувствовала: злость, грусть, страх. Обычно в своих достоинствах психологами заявляется безоценочное, неосуждаемое выслушивание проблем клиента. А теперь я понимаю, что это невозможно, поэтому испытываю грусть и разочарование. Злюсь на себя, что вообще это читала, как будто сделала то, что делать нельзя, т.е. что-то нарушила. Кто навязал долги: Семейный кодекс РФ. Кратко: родитель по отношению к несовершеннолетним детям должен обеспечить нормальные условия проживания, питания, лечения и образования. Также и трудоспособные дети должны обеспечивать то же для своих престарелых родителей. Поэтому я готовлю, убираюсь, стираю, вожу ко врачам, в общем закрываю все основные потребности на две семьи.
Да, у меня никогда не бывает отпуска и выходных, так как я обеспечиваю базовые потребности людей, а у них нет выходных.
Что даёт соблюдение правил: так как моя работа большую часть времени состоит в обслуживании других, а на такой работе нельзя получить более высокой разряд или категорию, то жизнь по правилам даёт мне немое поощрение, которое я не могу получить другим материальным способом.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ольга
Да, Ольга, психолог тоже человек. Другой вопрос, что вы так болезненно это воспринимаете. Погрустите, если вам грустно. Разочарование это тоже часть жизни. Это непросто, но не смертельно.
Подумайте и почувствуйте, что вам хочется сделать из этой злости?
Ольга, я так понимаю, что вас все "устраивает". Вы привыкли так жить, ничего менять не планируете. Это ваш выбор, вы имеете право: жить в тревоги, жить по правилам, с оглядкой, что люди скажут. Вы определяете свои плюсы в своей жизни - немое поощрение, то есть я хорошая, правильная, я делаю все и для всех, живу так как надо. Но вам плохо, значит это нездорОво лично для вас.
Мне тоже стало как-то грустно. Обсудите ваши чувства и мысли со своим терапевтом. Всего доброго.