Взрослый сын — обманщик - консультация психолога

Не разговариваю с 21 летним сыном месяц. Из-за патологического вранья. Учится в институте 4 год, и врёт, что сдал сессию, а по факту оказывается что нет. После того, как проблема обнаруживается, в авральном порядке закрывает сессию со всевозможными сложностями. На поверхности проблема с нелюбимым местом учебы, но нет, она гораздо глубже. То же случилось и с автомобильной школой, на которую сам заработал, сам нашёл, сам ходил. А потом оказалось что экзамены не только не сданы, но и не сдавались. А врал все время. Это вранье даже распространилось на близких друзей, предложивших помощь.Зачем? Сказал, что боиться перед нами показаться неуспешным. Мы разговаривали, поддеживали, говорили, что он любимый и "успешный" и "неуспешный". И что вообще такое - эта успешность:) Мы с мужем всегда предлагали варианты, предлагали перевестись в другой институт, соглашались, что сделали совсместно неправильный выбор вуза. Стали вместе ходить на актерские курсы,участаовать в муз.спекаклях (я и сын играем на муз.инструментах). Он занимается спортом, причем за институт, увлечен этим очень. Мы всегда рады его друзьям, любим совместные походы в кино, в театр. Мне казалось, что я смогла донести мысль, что есть обязанности, что нельзя просто так все бросить, не предложив альтернативы,что можно себя искать в разных местах и профессиях. И тем страшнее очередной удар - очередное вранье. Последний раз чаша моего терпения лопнула. И я, не стесняясь в выражениях, попросила его за версту не подходить ко мне, пока в зачетке не будет столько экзаменов, сколько было озвучено,что сдано. Отец предложил ему переехать к деду, и он уже месяц живёт не с нами. Я плачу, переживаю, знаю,что экзамены сдаются. Но совершенно не знаю как себя вести дальше. Муж меня очень ругает, что я решила молчать, а я до этого перепробовала и разговоры, и слезы, и обьясняла свои и папины чувства. Понимаю, что за поступками сына стоит трусость, нежелание заниматься нелюбимым делом, лень, обида на нас, что в свое время не помогли найти его дорогу. Понимаю, а что делать не знаю.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Александра! Как бы Вы ни принимали своего сына, но Вы продолжаете его контролировать, продолжаете его эмоционально наказывать - сейчас, Вы молчите и не разговариваете с ним - это эмоциональное давление для того, чтобы он почувствовали себя виноватым, чтобы стремился закрыть свои экзамены, чтобы Вы снова стали с ним разговаривать. По сути, Ваше поведение и Ваш выбор этого "наказания" больше похоже на поведение ребёнка (и по отношению к ребёнку, мама которого обиделась за то, что он не убрал игрушки и замолчала - так и формируются эти зависимые отношения. Но это не посыл ко взрослому сыну!), который не получает желаемого, который хочет, чтобы было так, как он сказал.
Сыну 21 год, но он эмоционально зависим от Вас и Вы поддерживаете эту зависимость своими эмоциональными реакция, своим осуждением его. Что делать в такой ситуации? Отделиться от сына, разрешить ему жить своей жизнью!
Например, Вы узнали, что он не сдает экзамены - привычная Ваша реакция, это вызывать чувство вины и эмоциональной манипуляции, это как раз и поддерживает его незрелость, его инфантильность и его зависимость. Новое поведение, которое будет направлено именно на выстраивание Здоровых отношений - это сказать сыну - "что ж, бывает, но это твоя учёба и тебе самому решать, что ты будешь делать и как" и при этом НЕ говорить ему о его вранье, не пытаться вызвать в нём чувство вины, а дальше спокойно контактировать с ним на другие тему. Сказать ему, что он уже вырос и сам сможет разобраться в своей жизни. Что Вы спокойны и начать говорить на другие темы.
Т.е. лишить отношения компонента эмоционального шантажа, показать, что и Вы больше эмоционально не втянуты в эти зависимые отношения с сыном. Переключить свою фокус внимания с сына и его жизни - на себя, на свою жизнь, на отношения с мужем.
Чтобы во всём более прицельно разобраться, нужно исследовать Ваши отношения, выявить то, что закрепляет его зависимость и Вашу, чтобы понять, как именно нужно разделяться с сыном, чтобы при этом выстроить новые, более здоровые отношения!
Александра, если решитесь разобраться в отношениях - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - 89118618416 - буду рада Вам помочь!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!