необщительность, стеснительность, замкнутость, неумение нормально полноценно жить и функционировать в обществе - консультация психолога

Здравствуйте. Мне 30 лет и я совершенно не умею жить. Замкнутый, стеснительный, робкий и неуверенный в себе человек. Я чувствую себя дикарем, неприспособленным к жизни, мертвым душой, вялым, а также боюсь многих людей и не могу в себя поверить, я как замороженный. Еще я безэмоциональный, я не умею и боюсь проявлять эмоции на людях. Я совершенно не харизматичен и не могу быть открытым другим людям. У меня нет друзей, так как общаться я совершенно не умею, не знаю о чем говорить. Также у меня плохо получается выражать свои мысли, я часто не могу связать двух слов. Мне очень не ловко быть в центре внимания, я боюсь увидеть или услышать себя со стороны, а также я стесняюсь многих людей, потому что меня могут осудить, критиковать, или посмеяться надо мной (был негативный опыт). Я никогда не мог влиться в компанию, поэтому в компаниях почти не бывал, так как я всегда там чувствовал себя как бы лишним, чужаком. Поэтому я больше предпочитаю одиночество. Я домосед, постоянно сижу дома, на улицу выхожу редко. Я иногда даже боюсь сказать что то в присутствии посторонних. Мне комфортнее, когда меня никто не видит, никто не тревожит, кроме родителей. К родителям, особенно к матери, я очень привязан. Хотя у меня есть пара знакомых человек с которыми я чувствую себя нормально, но даже с ними я в основном молчу и не выражаю эмоций. Было много случаев насмешек надо мной со стороны других людей. За собой также замечаю, что я не знаю как себя вести, когда бываю на людях, и когда на меня смотрят. Взгляды посторонних людей меня часто смущают и напрягают. Я боюсь многих людей, особенно молодежь. Даже когда я иду по улице, я напряженный и чувствую неуверенность, и из-за этого могу случайно на кого то наткнуться, кого то задеть, когда кто то проходит рядом поэтому я избегаю тех мест, где много людей. Последнее время замечаю за собой, что моя неуверенность отражается на моей походке (скованность, напряженность). Даже сделать что то банальное для меня проблема: сходить в магазин, оплатить счета. За меня многое делают родители. Я совершенно не умею постоять за себя. Я чувствую себя полным овощем. У меня нет ни к чему стремления и нет мотивации что-то делать. Все, что я могу на данный момент, это мыть посуду, прибираться в квартире, иногда сходить с родителями в магазин.
Еще у меня большие комплексы по поводу моей внешности. Я постоянно переживаю за свою внешность, думаю, что я некрасив, часто смотрюсь в зеркало. Мне иногда кажется, что именно из-за моей внешности меня люди не любили и не принимали. Возможно из-за этого всего я так и не развился как личность, у меня почти нет эмоций, апатия, и из-за своих страхов и скованности я создаю у людей впечатление дурачка и тупого человека и не умею ничего делать, в том числе работать над собой, адекватно контактировать с людьми и жить в социуме. Я крайне несамостоятельный человек. В детстве я был немного лучше.
В чем может быть причина? Может у меня есть какое то психическое расстройство?
Возможно ли в таком случае измениться или хотя бы как то исправить ситуацию?
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Антон, здравствуйте. Приятно находится под покровительством матери, но мать себя же ведет по отношению к вам по всякому и, наверно, каким-то образом высказывает свое недовольство. Как мама себя ведет, когда вы не можете предугадать ее мысли, ее чувства? Что тогда происходит с вами?
Кузнецова Елена
Психолог
г. Ялта
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Антон! Чтобы точно определить, есть ли у вас социофобия, нужно пройти тесты, но и из вашего описания я вижу, что вы сами себя стигматизировали. Вы решили, что вы некрасивый, ни на что не способный, не интересный для других людей. Внешность, какой бы она ни была, это лишь часть личности, оболочка. Я знаю много людей, не обладающих потрясающей внешностью, но успешных и восстребованых. И они особо не заморачиваются, соответствует ли их внешность общеппринятым стандартам. Вы должны понимать, что стереотипы относительно внешности, так же, как и манеры поведения, навязаны обществом. Каждый человек - это уникальное явление. Нет ничего смертельного, что вы чувствуюте себя смущенно в компаниях. Опыт такого общения у вас невелик, вот вы и смущаетесь. Общались бы чаще, освоились бы быстрее. По поводу харизмы и интереса со стороны других людей, это тоже лишь ваши догадки. Мыслей других людей вы не знаете. Но отсутствие целей и интересов, это уже более серьёзная тема. Человек без целей и интересов легко теряет смысл жизни и мотивацию что то делать. Я думаю, с этого нужно и начать. Представьте свою жизнь без участия ваших родителей. Вы должны сами быть добытчиком, заработать деньги на жизнь, затем тратить их. Это все жизненный процесс. Сейчас, насколько я понимаю, ваши родители, несут за вас ответственность. Но, думаю, вам нужно попытаться взять ответственность на себя. Самый сильный инстинкт это инстинкт выживания. Представьте себя без родителей, без их помощи и финансирования. Я уверена, что в такой ситуации, даже если она кажется страшной и невозможной, вы все равно нашли бы в себе силы мобилизоваться и начать действовать. И тогда подключились бы ваши скрытые ресурсы, вернее те, которые вы не используете. Вы пишите, что плохо говорите и не можете корректно изясняться. А вы много читаете? Мысли, как и речь, формируются и развиваются в процессе познания чего то нового, в процессе общения. И вам нужно пробовать. Не жалеть себя, а пробовать и рисковать, даже если страшно и кажется, что не получится. Изменения придут, когда вы начнёте что то делать, и перестанете впрыскивать в себя негативные установки. Повторяйте, что все получится и ваш мозг начнёт мыслить позитивно. Вы формируете свои нейронные связи в восприятии себя, как ни на что не способного. Но, если ваш мозг начнёт верить, что вы все можете и со всем справитесь, то у вас начнёт все получатся и необоснованные страхи отсиупят. Вы правильно делаете, что начинаете анализировать. Есть шанс, раз вы понимаете, что такое существование вас не устраивает. Это лишь первый шаг.