Внучка дерётся;( - консультация психолога

Внучки год и 4 месяца. В садик не ходит, не знаю откуда взяла это, может ладошкой ударить по лицу, бабу или деда;( Как объяснить что это нельзя делать? За ранее благодарен за ответ.
Макаров Владимир

Психолог
г. Волгоград
Телесно-ориентированная терапия
Женя писал(а): Внучки год и 4 месяца. В садик не ходит, не знаю откуда взяла это, может ладошкой ударить по лицу, бабу или деда;( Как объяснить что это нельзя делать? За ранее благодарен за ответ.
Если ребенок в таком возрасте дерётся и изолирован от сверстников, то искать причину следует внутри семьи. Первое это то, что вопрос задают дедушка с бабушкой, а не родители. Это уже может быть причиной проблемы. Если ребенок в этом возрасте находится без родителей больше недели, то возможны психологические проблемы. Значит необходимо обеспечить контакт с родителями. Следующий момент как общаются родители с ребенком. Только что закончился период "потребности", который обусловлен кормлением. Как он прошел для ребенка? Если губы ребенок плотно сжимает, то это показатель неудовлетворённо ти кормлением и общением с матерью. Характер ребенка будет критический и подозрительный с тендцией к вспышкам гнева. Также у вашего ребенка начался новый этап "автономия", это про свободу передвижения, познание и степень контроля со стороны взрослых. Если ребенку не дают передвигаться и сильно контролирую (а бабушки в меру слабой подвижности част ограничивают ребенка в свободе передвижения), то это усугубляет состояние ребенка. Если плечи ребенка подняты высоко (образ вешалки), то значит эта проблема существует. Самый главный момент это как решаются конфликты в семье. Если родители не могут обсуждать проблемы, а кричат, то ребенок будет агресивен ,копирую их. Если родители замалчивают проблемы (а внешне все хорошо), то через напряжение поля семьи ребенок станет аварийным клапаном. Будет проявлять агрессию, чтобы разрядить себя от вытясненого напряжения родителей. Поэтому родители (а не вы) должны обратиться к психологу, а лучше к психотерапевтх
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Евгений! Ситуация неприятная, но не тупиковая. В первую очередь - у ребёнка (у внука) есть родители, которые должны знать о таком поведении дочери, чтобы они также смогли взять под контроль эту ситуацию и корректировать её поведение, при этом поговорить с Вами и вместе решить, как Вы будете реагировать на то, что внучка так делает. Если ребёнку год и 4 месяца, то ей ещё рано идти в сад (только если это ясли), этот возраст отличается тесной эмоциональной связью с мамой. Ребёнок учится познавать мир, себя, отношения. То, что ребёнок ударяет, на это есть причины - или ребёнок проверяет границы дозволенного (исследуя реакции взрослых) или ребёнок злиться из-за чего-то и так выражает свои чувства. Все дети подвержены аффективному поведению, т.к. у них не развита ещё саморефлексия и как управлять своими чувствами и эмоциями они не знают и более того, они не знают, что испытывают сами. Также все их действия для ребёнка одинаковые - т.е. нет плохого и хорошего, эта реакция - что такое хорошо и что такое плохо - складывается только под влиянием оценки родителей (других взрослых) относительно конкретного действия. Поэтому, сначала поговорите с родителями - без обид и обвинений - просто спросите, что делать в такой ситуации - дело в том, что реакция взрослых, с которыми контактирует ребёнок, должна быть одинаковой, только тогда у ребёнка будет закрепляться и поведение - если родители разрешают, а бабушка и дедушка позволяют - то ребёнок не будет обучатся, он будет выбирать более легкий путь (также и наоборот, если родители запрещают, а бабушка и дедушка разрешают - то тоже самое - авторите родителей будет падать, ребёнок не будет обучаться, а будет привыкать к этой двойственности). В такой ситуации, когда ребёнок удар кого-то взрослого - более продуктивно, или ещё в то время, когда ребёнок занес руку, перехватить её или после удара, подойти к ребёнку, опуститься к нему на один уровень и сказать четко, спокойно - "бить взрослых нельзя"! Это правило, табу! Также можно спросить - ты разозлилась? тебя я обидел (-ла)? Ведь взрослый видит, что произошло такого, почему ребёнок так сделал - или это реакция на какой-то запрет, или рекция, если у ребёнка что-то не получилось, или ребёнок разозлился или обиделся - ребёнку нужно объяснить, что он испытал (какое чувство) и нужно помочь ему с этим чувством справится - если это злость, обида, агрессия, то нужно её выпустить (т.е. ребёнку нужно сказать, что взрослых бить нельзя, НО - ребёнку нужно предложить вариант выхода, а не просто запретить) - можно предложить ударить подушку, побегать или попрыгать (через физическую активность выпустить свои эмоции); тесли у ребёнка что-то не получилось - объяснить, что ребёнку могут помочь и нужно учиться просить о помощи. Также важно (если это исследование границ дозволенного), каждый раз пресекать попытку ударить, говорить, что этого делать нельзя, что людям больно. Ребёнок может реагировать эмоционально, злиться и наоборот, стремиться ударить ещё сильнее - это тоже нормально, это реакция ребёнка на запрет, в этот момент просто обнять ребёнка, быть рядом с ним. Т.е. в зависимости от того, что побудило ребёнка к этому, нужно действовать; во-вторых, обязательно с родителями поговорить, т.к. это поведение нужно корректировать совместно; третье - можно обратиться к психологу для диагностики того, что происходит и коррекции поведения. У ребёнка возраст развития его эмоциональной стороны, развитие реагирования, восприятия - такое поведение встречается почти у всех детей - важно не кричать, не винить, не пассовать перед этим повдением ребёнка, а взрослым взять верх над этой ситуацией и корректировать поведение ребёнка, не просто запретами, но и объяснениями, предложением другого пути!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Мария Гузарева
Психолог
г. Санкт-Петербург
Арт-терапия
Здравствуйте! Ребенок раннего возраста начинает проверять близких людей. Девочке необходимо узнать, что можно и чего нельзя. Вы можете легонько отвести ручку девочки от лица и сказать : "Нельзя бить бабу!". Важно, чтобы это делалось постоянно и без агрессии со стороны взрослых.
Калашникова Анастасия
Психолог
г. Тюмень
Гипнотерапия
В этом возрасте все дети ищут границы своих возможностей и границы других людей. То что пишет мужчина и ищет ответ на вопрос меня не удивляет. Поскольку у мужчин с вопросами личных границ больший порядок, нежели у «любящих» женщин. Людей бить нельзя(кусать тоже, с этим вы столкнётесь тоже). И этому принципу вы и должны сейчас научить внучку. Дети отлично понимают наш эмоциональный фон. Не бойтесь «обидеть» дорогого вам человека в вопросе отстаивания личных границ. Строго, серьёзно с намерением в голосе покажите ей, что вам больно. И в следущий раз, когда внучка повторит действие (а она обязательно повторит, это принцип научения и закрепления) совершите действие по защите своих границ. Требовательно отведите руку или перехватите ее. Резко!
Когда ваш ребёнок лезет в огонь, вы не сюсюкаетесь. Здесь тот же принцип.
Радости вам в общении друг с другом!
С почтением, Анастасия