Начну с истории из жизни. Я тружусь в детском центре. Подвожу я как-то к входной двери в центр и наблюдаю такую картину: ребенок бегает, прыгает, пытается залезть на лодку, недалеко стоит мама и кричит: «Не лезь, стой спокойно, а то сейчас тебя психологу от дам!!!». У меня рот от такой неожиданности открылся. «Ничего себе! Уже и психологами пугают», — подумала я.
Как часто вы слышите, как запугивают ребенка, или может, сами этим грешите. Кем или чем только не пугают — Баба-Яга, Кощей, бабайка, полицейский, бугимен – в общем, тем, кого малыш боится. Или вход идут угрозы: «выпорю ремнем», «получишь веником, полотенцем», «отдам в детдом, полицию», «отправлю жить к….», «не ешь косточки от арбуза, заболеешь аппендицитом», «не торопись за едой, подавишься — умрешь» и т.д.
Что такое происходит со взрослым, что он не справляется с ребенком и начинает его запугивать?
Вариантов несколько:
- Когда у родителя заканчиваются способы угомонить ребенка, тут у него возникает бессилие, и вход уже идут угрозы, наказания.
- Родитель попадает в чувства, когда ему не переносима истерика ребенка, его крики, то есть он не может сконтейнировать его чувства, проваливается в свои, то может, как вариант идти наказание ребенка. Тут хорошо бы маме или папе сходить к психологу и поразбираться, что с ним происходит в такие моменты, куда он проваливается. Зачастую (это как вариант), что он сам в свое время не был поддержан своими родителями и теряется, когда он уже сам родитель, так как проваливается в этот незакрытый гештальт.
- Родовой сценарий действует: «Со мной так поступали, то же самое я делаю со своим ребенком. На мне же сработало!». Тут следует помнить: Ваш ребенок – это не вы! Что прошло у вас (но скорее всего, нет), не факт, что это сработает на вашем ребенке, или сработает, то во что это выльется потом.
- Недавно услышала, что таким образом родитель тренирует ребенка бояться. Типа, напугав, его учит. Но страхи бывают разными: некоторые страхи необходимы, чтобы остаться вживых, а вот некоторые даже мешают жить.
Можно напугать и просто уходом, игнорированием. Ребенок капризничает, не слушается, и мама в наказание исчезает из горизонта, «бросает». Наблюдали, наверное, такую картину: ребенок чего-то хочет, начинает истерить, а мама (папа) как шла, так и идет дальше, не обращая внимания на него. Ребенок теряет из виду, пугается, и уже может начать кричат из страха, что мамы рядом нет. Она потом, конечно, возвращается, может и словами прокомментировать: «Вот будешь меня не слушаться, я уйду». Невроз ребенку обеспечен или могут быть другие неблагоприятные варианты развития.
Наказание наказанию рознь. Если подросток начал выпивать, пробовать наркотические вещества, и вы пригрозили, что поведете в наркологическую клинику, но тогда надо и довести до конца. Может, и сработает, увидев детей, которые там находятся, испугается, он и перестанет. Самое главное, довести начатое до конца, а не просто бросить слова на ветер. Раз-два-три сказали, ребенок видит/слышит, что это лишь слова, за ним нет реализации сказанного.
Запугивание может по-разному влиять на детей, это зависит от их индивидуальных особенностей, возраста и психологического климата в семье. Дети, которые всегда настороже, часто могут быть неуверенными в собственных силах. Активные и менее усидчивые детки, хоть и могут быстро переключиться, тоже сильно пугаются. У детей, которые поверили в страшных вымышленных персонажей, может возникнуть нервозность, которая со временем рискует превратиться в стресс и помешает развитию полноценной личности. В обратном случае, если малыш осознал, что на самом деле ему ничего не грозит — ни Бабайка, ни чужой дядя — он просто перестанет доверять родителям и потеряет веру в их авторитет.
Тема страхов обширная тема, ей посвящаются целые книги, и тут я, конечно, не охвачу всё.
Знайте! Родители – это живые люди. Могут сорваться, бездумно накричать – не потому, что плохие люди, а потому, что что-то пошло не так. Но всегда нужно помнить, что базовое доверие ребенка к миру и к словам родителей – краеугольный камень детско-родительских отношений.