Боюсь сверстников - консультация психолога

Здравствуйте. Мне 19 лет и я ужасно боюсь сверстников. До 4 лет, по словам мамы, я была очень общительным ребенком, но в 4 года меня отправили в детский сад, чтобы я общалась не только гуляя во дворе, но и завела постоянных друзей. Так получилось, что я пришла в уже сформировавшуюся группу, где все дети уже сдружились и не приняли меня. Я всегда приходила и сидела одна в углу комнаты. Через месяц мы переехали в другой район и меня больше не отдавали в сад. Но месяца хватило, чтобы я стала бояться сверстников. Например, когда гуляла с мамой на площадке, и туда приходил еще какой-нибудь ребенок, я уговаривала маму уйти на другую площадку или вообще домой. До школы я общалась только со своей семьей, в окружении взрослых (разница в возрасте между мной и родственниками была минимум 26 лет). В школе я очень сложно адаптировалась, но в итоге в начальной школе у меня даже была компания из одноклассников, с которыми я играла в войнушки и футбол во дворе. Но в классе 5-6 я резко замкнулась, перестала общаться со всеми кроме одной лучшей подруги. Мысль, что надо идти в школу, где будет много сверстников приводила меня в ужас каждый день, я уже не говорю о каких-нибудь массовых мероприятиях, где было много подростков. Я пыталась с кем-нибудь подружиться, но ни с одним человеком у меня никогда не находилось общих тем для общения. Например, они слушают попсу, смотрят примитивные комедии, не любят театры и книги, а я наоборот обожаю классическую музыку, восхищаюсь Божественной комедией Данте и завсегдатай театров. В институте я тоже не нашла общий язык с одногруппниками. Нет, меня никто никогда не унижал, не издевался надо мной, даже никакой клички никогда не было. С моим мнением считаются и уважают, но ближе не подпускают. Я пробовала подстраиваться под их вкусы, пыталась разделять их увлечения, оставалась собой, но никто никогда не хотел со мной дружить. Каждый раз когда я нахожусь в институте или в других местах большого скопления сверстников меня прошибает холодный пот, тело деревенеет, накрывает паника и я ищу место куда можно было бы забиться, чтобы меня никто не видел. Спокойно я могу общаться только с людьми за 40. У меня есть старшие подруги 56 и 60 лет, для меня никогда не было проблемой поддержать разговор с бабулькой в очереди в поликлинике или в магазине. Но мне всегда хотелось кампанию друзей, с которыми я бы могла сходить в кафе или даже просто погулять. Я боюсь сверстников, но в то же время хочу с ними общаться. Мама всегда говорила, что я надумываю себе проблемы, и я сама в это поверила, поэтому никогда не ходила к специалистам, думала само пройдет. Мне надоело пить успокоительное каждый раз перед выходом в институт, надоело проводить вечера в одиночестве за чтением Вольтера, надоело чувствовать себя старушкой в молодом теле, но я не знаю как поменять свое отношение к сверстникам. Что мне делать? Я не смогу вечно общаться с людьми, которые будут старше меня на 20-30 лет.
Лазарев Валентин

Психолог
г. Москва
Рационально-эмотивная терапия
Анна, добрый день! Историю, которую вы рассказали можно с достаточным основанием отнести к одной из форм социофобии. Социофобия это невротическая реакция на факторы социальной среды. В вашем случае неадекватная поведенческая реакция на среду сверстников. В ее основе страх быть порицаемой в форме упрека, насмешки, оскорбления, неприятия. Причиной закрепления подобной реакции может быть критичный опыт общения со сверстниками в детском возрасте, чрезмерно требовательные условия домашнего воспитания, гиперопека со стороны родителей и т.п. Как быть? Попробовать самостоятельно провести анализ реакций сверстников, которые которые могут проявить себя в разных ситуациях вашего с ними контакта. Проживите их (пропустите через свое сознание и эмоции). При этом обратите внимание на те реакции сверстников, что вызовут у вас чувство досады, страха и отдельно удовлетворения и уверенности. Сделайте самооценку, по возможности доказательно назовите свои слабые и сильные стороны и их причины. Выявив свои достоинства, поаплодируйте себе, запомните их и переведите в ранг поведенческого ресурса. Этим ресурсом и начните незамедлительно пользоваться. Кроме того, справиться с социофобией эффективно можно в тренинговых группах, которые ведут профессиональные психологи.
Валентин
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Анна. Вам сложно с таким эстетическим внутренним миром вписаться в компанию современных молодых людей. Если бы в Вашем окружении были люди, разделяющие Ваши интересы, возможно, Вам было бы легче. У Вас, как Вы пишете, нет негативного опыта общения. У Вас была проблема влиться в уже существующие группки. Можно предположить, что Вами движет страх отвержения, непринятия. Но, это- то, что лежит на поверхности. Возможно, та реакция, которую Вы описываете при скоплении народа, имеет более глубокие корни, которые можно увидеть работая аналитически с Вашим личным, как сознательным, так и бессознательным материалом. Ваша реакция говорит о каком-то вытесненном материале. Поняв, чего, на самом деле, Вы боитесь, Вы можете сознательно сделать выбор: нужно ли Вам общение с теми, с кем Вам не о чем говорить, готовы ли Вы ради компании обсуждать современную музыку и т. п., или не захотите разменивать себя на пустое общение. а, на сайтах то же нет людей, живущих в Вашем городе, разделяющих Ваши интересы?
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93