Это взросление? Апатия? Или мне просто надо перестать ныть и взять себя в руки? - консультация психолога

Здравствуйте! Я не понимаю, что со мной происходит и как из этого выбраться. Мне 18 лет. Уже с сентября я нахожусь в какой-то апатии, ничего не хочется, постоянно какая-то лень. Ещё осенью мне хотелось отстраниться от всех, закрыться в своей конуре и ни с кем не общаться. Тогда я заинтересовалась веб-разработкой - это единственное, что мне приносило удовольствие. Я пыталась изучить JavaScript и Python, но из-за учёбы и апатии мне пришлось отложить всë это в долгий ящик. Кратко поясню, чем сопровождается это состояние, какие изменения произошли со мной:
1. Как я уже говорила, я не хочу с кем-либо общаться. Я сейчас на каникулах, общаюсь только со сводной сестрой, которая на год младше меня, и с её 14-летней подругой. Гуляю с ними. Есть подруга в колледже, т.к. мы живём в разных городах, мы сейчас не видимся. Иногда мы переписываемся. Но я чувствую, что у меня нет желания общаться с людьми, взаимодействовать с социумом вообще. Я не испытываю тоски по кому-либо, одиночество, мне всë равно. Весной, когда у нас куратор был на больничном и у нас не было никакого контроля, я начала потихоньку прогуливать, чтобы ни с кем не контактировать.
2. Нет желания развиваться, познавать что-то новое. Я чувствую, что тупею и деградирую. Недавно я устроилась на завод с графиком 2/2, в выходные дни я либо гуляю, либо просто гнию дома с телефоном, листая ТикТок и переписываясь с какими-то левыми людьми в чат-рулетке. А общаюсь я с ними не из-за того, что мне не хватает общения, а из-за того, что мне банально нечем заняться. Столько увлечений: и кружок журналистики, и волонтёрство, и рисование, и программирование, и 3д моделирование, а сил нет вообще) А отсюда мы перейдëм к другой проблеме, которая также волнует меня.
3. Страх за будущее, незнание, кем хочу быть. Да, у меня есть увлечения. Я изучаю программирование и 3д моделирование ради того, чтобы хоть как-то прокормить себя в будущем. Думаю, вряд ли родственникам будет в кайф всю жизнь меня обеспечивать. Я понимаю, что пора взрослеть. Но внутри как-будто что-то мешает это сделать. Почему я решила посвятить себя именно этим деятельностям? Мне не подходит работа с людьми. У меня уже был горький опыт: я пробовала работать в МТС, меня выгнали оттуда спустя месяц, сказали, что я не могу наладить контакт с клиентами. Так что у меня только один путь - работа за компьютером. У меня уже есть идея создать свою группу, где я буду принимать заказы и делать сайты.
4. Потеря интереса к чтению, к литературе. В школе я очень любила литературу, участвовала в олимпиадах. В 9 классе сдавала ОГЭ по ней. Я много читала. Мне нравилось слушать биографии писателей, узнавать про них что-то новое. Но в последнее время я ничего не читаю.
5. Ощущение, что время бежит, а я за ним не успеваю. Вот наступило лето, середина июля. А потом наступит август, а за ним сентябрь. Снова колледж, пары... А я как будто стою на месте.
6. Негативные мысли, самобичевание, ощущение бессмысленности своего существования. Я превратилась в какого-то бесхребетного нытика. Осенью, зимой и весной я загонялась, занималась самобичеванием. Меня 24/7 посещали мысли о том, что я ничтожество, что я ничего не умею, ничего из себя не представляю, что я ничего не добьюсь и т.п. Я ещё сводной сестре ныла о том, какое я говно, какое я ничтожество... Мне страшно представить, как она до сих пор меня терпит. Летом, конечно, более-менее. Но на последней практике в колледже, из-за которой нас держали до июля, мне вообще хотелось вскрыться)
Иногда я, конечно, чувствую какое-то облегчение, прилив сил, какую-то радость, но потом происходит спад...
Если говорить про мою ситуацию в семье, то я живу с бабушкой в однушке. Мама живёт отдельно, иногда мы переписываемся, приезжает к нам. Очень хочет, чтобы я на один день приехала к ней в гости. Отец отказался от меня и не принимал никакого участия в моей жизни. Есть отчим, которого я очень редко вижу. И он тоже с сюрпризами, непонятно, что от него ожидать: то нормальный, то уходит в запои. Есть проблемы с финансами, радует, что я сама начла хоть как-то зарабатывать.
Это апатия? Лень? Дофаминовая яма? Или просто взросление? Как взять себя в руки и начать действовать?
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Дарья! Очень подробное обращение, так что, пойду по порядку. 18 лет - возраст одного из самых значимых кризисов человека, большинство выбирается из него, потому что сама эволюция наделила молодых людей химическими процессами в мозге, которые буквально помогают выбираться из сложных ситуаций, потому что еще не тяготеет опыт, тяжелые воспоминания, боль утрат и разочарований, по больше части господствует максимализм, здоровье, оптимизм и неудержимое желание свободы. Если этого не происходит, значит ситуация сложнее - это может быть и депрессия, и заблокированная реакция на психотравму, и недостаток любви и заботы от родителей (родительская/материнская депривация), и психогенные заболевания и многое другое. Поэтому, психотерапевт однозначно нужен, нужна тщательная диагностика.
Второе, я вижу противоречия в Ваших словах - "не хочу ни с кем общаться, но общаюсь" (сводная сестра, ее подруга, приятельница в колледже), "деградирую, но изучаю 3D моделирование".
Третье, по поводу самобичевания - на это может влиять и низкая самооценка, и неформированность личности, и отсутствие поддержки близких, да много чего. Плюс когнитивные искажения, персонализация ("только один путь - работа за компьютером", а других профессий нет, что не требуют работы с клиентами), искажение - обобщение
Цитата: Меня 24/7 посещали мысли о том, что я ничтожество, что я ничего не умею, ничего из себя не представляю, что я ничего не добьюсь и т.п. Я ещё сводной сестре ныла о том, какое я говно, какое я ничтожество...
ничтожество - по каким критериям? Ничего не умеете - о каком умении речь? Ничего из себя не представляете - у Вас есть какой-то список черт личности?
Меня часто спрашивают, как себя заставить что-то делать? Я отвечаю вопросом: а как вы заставляете себя не наступить в лужу, открыть холодильник, помыть тарелку - так вот это один и тот же волевой процесс, есть причина - я делаю.
Для каждого своего желаемого действия произносите причину- для того, чтобы ЧТО? И будете делать все с легкостью.
Удачи Вам, верю, что Вы найдете силы и мотивацию, Вы очень вдумчивая, все получится)
Обращайтесь! Буду рада помочь. С уважением, аналитический психолог, семейный консультант Жанна Роменская. Мои КОНТАКТЫ на странице. Много полезного на сайте https://donpodderzhka.tilda.ws/ (копируйте ссылку) 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите кнопку "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице.