Как найти общий язык с пожилым человеком? - консультация психолога

Всем здравствуйте! Сейчас будет очень длинный пост. Мне 18 лет, живу с бабушкой, с которой мы часто ссоримся. Для начала немного предыстории, почему я с ней живу. Когда мне было 15 лет, моя мама оставила меня с бабушкой и уехала в другой город на заработки. Сначала мы жили в частном доме, который принадлежал моего отчиму и его матери, потом, когда я поступала в колледже, мы переехали в однокомнатную квартиру, которая находится недалеко от моего училища. Мама не может меня забрать, т.к. она сама живёт в общаге со своим ухажëром. Съехать я тоже не могу, хоть и работаю, но все мои деньги уходят на одежду и на быт. Недавно я устроилась на завод, и бабушка уже распределилась моей будущей зп: за квартиру надо, микроволновку купить... Я понимаю, что ей почти 70 лет, а она работает, обеспечивает меня, ещё занимается хозяйством. Естественно, ей тяжело.
А почему мы ссоримся? Просто иногда она раздражает меня, грублю, хамлю ей. Но в большинстве случаев стараюсь молчать, но иногда просто не выдерживаю. Хотя понимаю, что она старая, моя бабушка, которая помогает мне. Она раздражает, что лезет ко мне иногда с какими-то тупыми вопросами. Недавно она у меня спросила, почему я не съела булку (она дала мне с собой еды на работу, я съела все, кроме булочки). Я ответила: "Ну, не съела и не съела. Значит, не захотела". Она обиделась, расплакалась... Потом она со мной не разговаривала. Она мне вчера жаловалась, когда я пришла после работы, что у неё появилась опухоль на ноге и всë нарывает, не было мочи сходить. Я сказала: "Давай я завтра схожу". Перед тем, как уйти к своей сестре, я ей сказала: "Тебе надо сходить в аптеку?", она молчит. Ну, я не стала выпытывать, просто сказала: "Я возьму с собой телефон, если что-то надо - позвони". Когда я одевалась, она прикопалась к моему внешнему виду: я одела серую кофту с рукавами и рваные джинсовые шорты. Она сказала, что я выгляжу, как бомж. Знаю, что это не самая лучшая одежда в летнюю жару, мне просто было лень гладить своё бельë. После смены на заводе у меня всегда так. У меня график 2/2, с 8 до 8 стою на ногах, а иногда и больше. Было такое, что я в 12 часов ночи приходила домой. В первый выходный день мне вообще не до чего. Валяюсь на кровати с телефоном, с трудом заставляю себя что-то сделать. Я и убираться сегодня заставила себя с огромным трудом. Я на эмоциях выпалила это своей бабушке, она сказала: "Никто не заставлял тебя работать, сиди днями и ночами в телефоне". Но при этом она компенсировала мне мозги, когда я ушла на каникулы и целыми днями сидела в телефоне, мне ничего не хотелось. Я уже полгода нахожусь в какой-то апатии. На последней практике в колледже, из-за которой нас держали до июля, я вообще почти ничего не делала, мне хотелось только вскрыться. А ещë меня тогда выгнали с МТС, где я поработала месяц в качестве стажëра. Написали сообщение, что меня не допустили, т.к. не могу наладить контакт с клиентами. Видимо, это тоже как-то повлияло на моë состояние. Бабушка сказала, что я сама виновата, не умею общаться с людьми. Но тут, конечно, она права. Но, как видите, я нашла в себе силы устроиться хоть на какую-то работу. И да, я знаю, что постоянно сидеть в телефоне - не лучшее времяпровождение, но ничего не могу поделать. Особо я никому не нужна, друзей у меня не так уж и много: сводная сестра да подруга в колледже, которая живёт в другом городе. Увлечения какие-то есть: хожу в кружок журналистики, рисую ещё немного, изучаю веб-разработку и 3д моделирование. Но из-за апатии + ещё работа нет сил на свои увлечения. Раньше ещё книги читала, но сейчас ничего не читаю.
С бабушкой я особо не разговариваю. Просто я не знаю, о чëм с ней говорить, у нас разные ценности, взгляды на жизнь. Еë интересы - это огород, стрепня, телик и болячки, впрочем, обычные интересы пожилого человека. И, конечно же, как человек с советским воспитанием, она иногда любит вспоминать, как хорошо жилось в СССР, все люди были такими добрыми, пушистыми, а сейчас все злые стали (я-то, конечно, понимаю, что это не совсем так, а всем известный Андрей Чикатило - хороший тому пример), но я стараюсь избегать тему политики с ней. Пусть считает, как хочет.
Когда мы ссоримся, она иногда приплетает мою маму и сводную сестру ("такая же, как мама", "воооот, наообщалась с (имя сестры), теперь так же со мной разговариваешь"). Недавно, когда я проспала до часа дня после смены, я ей в шутку сказала, что снавлюсь такой же, как мама (она тоже любила поспать после работы). Она восприняла это буквально и ответила: " Не дай Бог ты станешь такой же, как мама". А недавно с моей сводной сестрой и бабушкой произошëл кое-какой неловкий случай.
Я была тогда на работе. Бабушка сидела в квартире и ждала меня. В мой пришли сводная сестра и еë подруга, они хотели меня увидеть. Они не знали, что моя бабушка дома, и сели у двери. Моя бабушка услышала, что кто-то в дверь шебуршится. Открыла дверь, думала, что я пришла, а там стояли сестра и подруга, которые растерялись и начали хихикать. Бабушка спросила, мол, что вы тут делаете. Моя сестра растерялась и не могла сказать что-то внятное, за неё больше говорила её подруга. Бабушка им сказала, что я приду уставшая после работы, звала их в квартиру на чай, они отказались, сказали: "мы на улицу пойдëм". Она восприняла это вообще не так, она думала, что они со мной сейчас гулять пойдут, а они просто хотели увидеть меня. В общем, они ушли, потом пришла я, и бабушка мне всë рассказала. Сказала, что (имя сестры) вообще какая-то *бнутая, что у неë на уме только гулянки, мальчики да подружки (у сестры недавно появился парень), что она и в Москву хочет поступить только из-за того, что ей хочется свободы, хочется гулять, что она пойдëт по стопам своей матери (мать сестры - прости утка, которая бросила еë)... В общем, она об*срала мою сводную сестру с ног до головы, я всë это молча выслушила, хотя знаю, что это не совсем так. А своей сестре потом сказала, чтобы она больше не устраивала таких нежданных сюрпризов.
В общем, я высказалась. Меня интересуют только два вопроса:
1. Как найти общий язык с пожилым человеком и на какие темы можно говорить? 2. Как контролировать свои эмоции и не срываться на бабушку?
Елена Ляус

Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Дарья
Здравствуйте, Дарья. Из Вашего сообщения: Вы соглашаетесь с тем, за что ругает Вас бабушка, это значит, что Вас злят не столько слова бабушки, сколько собственные действия. Постарайтесь изменить то, что Вам, самой не нравится, или то, что Вы считаете неправильным. Если бабушка хочет что-то рассказать из прошлого, выслушайте её- ведь больше Вам это никто не расскажет. Можно вместе с бабушкой посмотреть старые советские фильмы, а потом их обсудить.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Дарья! Примера, как любить старших (я-мама-бабушка) Вы недополучили, к сожалению, так бывает. Любви материнской, которая бы Вас сделала мягче и терпимее, но и сильнее духом, тоже. Возможно, я Вам отвечала уже на предыдущий подобный запрос, ну, отвечу еще раз. Временная разница поколений "я-бабушка", безусловно, большая. Понимать друг друга сложно, добрые отношения выстраиваются только в принятии и уважении. Больше никак. Не обязательно иметь общие интересы, просто принимать все, как есть. Пока есть бабушка, можно ощущать себя ребенком, через время Вы поймете, как это здорово, что Вы не первое, а пока еще третье юное беззаботное поколение.
Выход еще есть - съехать, чтобы не ранить ни себя, ни ее. Не думать о материальных выгодах, а просто жить отдельно, строить свою жизнь, начать отношения, почувствовать свободу и ответственность уже как взрослая личность. В общем, вырасти.
И еще, Вы пишете
Цитата: Особо я никому не нужна, друзей у меня не так уж и много
Дело в том, что отношения, дружба, и вообще общение процесс обоюдный. Если Вы проявляете интерес, уважение, доброжелательность, то и люди тянутся к Вам на Ваш свет. Друзей найти сложно, однако, у людей с этим внутренним светом всегда есть те, которые платят взаимностью. Попробуйте распахнуть сердце и для близких, и для окружающих. Не бойтесь, если попадутся не те люди, хороших людей гораздо больше, а непорядочные заметнее, потому что ведут себя громче, только и всего.
И все будет хорошо)
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Богачев Сергей
Психолог
г. Ессентуки
Транзактный анализ
Здравствуйте, Дарья! Один из признаков взрослости - умение излагать факты своей жизни, мысли и переживания. В данном вашем сообщении присутствует желание разобраться в ситуации, анализ, готовность воспринимать рекомендации для решения возникшей проблемы: для 18 лет это просто отлично. Согласитесь, в наше время очень много людей ментально неразвиты, инфантильны, физиология развилась, а духовные качества (из-за недостаточного к ним внимания) слаборазвиты: какие это качества - милосердие, постоянство, дисциплина, способность воздерживаться от импульсивных действий, умение активно слушать, трудолюбие, усидчивость...). Задатки этих качеств есть у каждого человека, но важно! Результатов добьётся тот человек, который работает над собой (например: человек имеющий способности к рисованию, но относящийся к этому легкомысленно или горделиво, ещё более слепнущий духовно от восхвалений, достигнет намного меньше, чем человек постоянно заставляющий себя, своё тело развиваться, закреплять навыки, созидать. Самообладание - это уже духовное качество, которое развивается трудом над собой, властью духа над своей плотью, правда ведь?! Нужно это "зарубить себе на носу", постоянно помнить об этом, как спортсмен закрепляющий полезные навыки постоянными тренировками. Да, действительно, весьма важно и полезно для вечной души нашей духовные качества: любовь к Богу, к себе, любовь к ближнему своему, великодушие, долготерпение. Но бывают в жизни и моменты, когда, как говорится, всё достало и мы сорвались (ведь мы люди, а не ангелы, и у нас присутствуют недостатки и пороки). Мы можем сорваться по отношению к ближнему, и в этом случае не стоит ждать, что всё само собой "рассосётся" или заниматься самооправданием, а от всей души сказать ближнему своему: "прости мне" - это тоже признак зрелой личности
Цитата: И да, я знаю, что постоянно сидеть в телефоне - не лучшее времяпровождение, но ничего не могу поделать.
Согласен, готовая информация из СМИ приучает человека быть пассивным потребителем. В психологии есть такое понятие "эффект новизны". Человек по своей природе любопытен и всё новое его привлекает (это рефлекс заложенный природой для выживания, но если этот рефлекс чрезмерно эксплуатировать, то это может привести к зависимости и гибели, например: еда нужна для выживания организма, но чрезмерное потребление еды может привести к болезням и гибели, возникает нездоровая привычка всё время что-либо потреблять, воспринимать переходящая в стойкую зависимость, манию: игромания, инфомания. Здесь отсутствие рассуждения (анализ) и волевых действий (воздержание) делает человека рабом нездоровых страстей, он уже в меньшей степени сможет проявить характер, помноженный на работу над собой, самообладание, духовную опытность в сложной ситуации. Недаром учитель после лекции (пассивное слушание) даёт ученикам задание на дом, что есть самостоятельная активная работа ученика над материалом, заставляющая размышлять, повторять, анализировать,решать, достигать результата от своих усилий т.е., всячески преодолевать свою лень, детскость (хочу-не хочу), как тот, работающий над своими навыками, спортсмен, помните? После самостоятельной работы- практика, т.е., усвоение материала практическими действиями, ибо так материал запоминается лучше всего. Представьте, что общение с бабушкой это домашнее задание вам на активное слушание, положительно обратную связь, самообладание, терпение, любовь к ближнему. Успехов Вам, Дарья, в учебе и всего доброго!