Как объяснить ребенку - консультация психолога

Здравствуйте. Меня зовут Алина. У меня довольно непростая ситуация. У меня есть сын 10 лет. 1,5 года я жила с мужчиной в гражданском браке. У меня есть проблема психического характера - предменструальное дисфорическое расстройство. Об этом диагнозе я догадывалась последний год, много читала, искала, недавно мне его поставили специалисты. Выражалось это в том, что каждый месяц после овуляции и до наступления менструации у меня случалось до 4-х приступов: слезы, псих. припадки, я орала, била, что попадется под руку. Все резко начиналось и резко заканчивалось. Началось это давно, еще после родов. Но проявлялось не так сильно. В течении всех этих лет я пробовала обращаться к разным специалистам, не знала, что мне нужно к психиатру. Но все отвечали, что по их части я здорова. Что касается моих жизненных обстоятельств, то с мужчиной я жила счастливо, у нас прекрасные отношения. Но в августе прошлого года я заболела ковидом и у меня впервые начались психические атаки, а после - мои предменструальные приступы стали каждый месяц выражаться все сильнее. Жить было невозможно уже ни мне, ни окружающим. Ведь это наблюдали и мужчина, и сын. Я и на них кидалась, и при них хотела себя убить. Последний припадок закончился тем, что ночью я сама себе вызвала скорую и попросила отвезти меня в психушку. Прежде в городскую больницу, куда меня привезли сперва, приехал психиатр и сказал об этом диагнозе, рекомендуя пролечиться в психиатрии. Я дала согласие, так как больше не могла так жить. В психиатрии подтвердили данный диагноз. Я провела там 1,5 месяца и ни чуть не жалею, так как мне помогли. На данный момент прошло 3 месяца после больницы и приступов у меня не было. Препараты принимать мне не менее 5 лет. Не могу сказать, что предместруальная фаза прошла гладко, но такого как раньше не было. Мой мужчина не выдержал моих приступов и попросил паузу в отношениях. Мы разъехались. Оба ходим к психологам. Я - чтобы научиться жить со своей проблемой. Он - чтобы понимать, как ему жить с психически не здоровым человеком. Но оба мы хотим быть вместе и будем. Собственно проблема в том , что мой сын, несмотря на то, что знает о моем недуге, думает, что все эти истерики и крики были из-за мужчины. Масло подлила в огонь моя мама, которая сказала, что с первым мужем у меня такого не было (это не правда) и что это нынешний мужчина меня до такого довел. Ну ладно она, ей 73 года и в чем то переубедить ее себе дороже. Но как мне достучаться до сына, что мужчина не причем, что все было из-за болезни. Сейчас он настроен враждебно и жить совместно с мужчиной уже не хочет.
Юркевич Елена

Психолог
г. Саратов
Поведенческая психотерапия
Алина, здравствуйте. Спасибо вам за откровенный рассказ о себе. Ваш случай нетипичный, но не безнадёжный.
Уверена, что в детском возрасте был некий травмирующий эпизод, связанный либо с вашими отношениями с противоположным полом, либо с вашим проявлением женственности, мозг заклинило на этом и началось неверное восприятие себя в момент критических дней.
В этой проблеме надо хорошо разобраться с психологом, найти корень такой сильной реакции. Не глушить проблему таблетками, а найти корень ваших бед, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Что касается сына, то вам можно сесть и написать ему письмо про свою ситуацию, а затем отдать ему перед сном и попросить его спокойно прочитать ваше послание.
Дело в том, что наш мозг воспринимает текст лучше, чем слова сказанные вслух. Ваш сын, если потребуется, может перечитать письмо несколько раз, все обдумать и после, я думаю, он сможет понять, причину вашего расставания с мужчиной.
Но пишите лучше не про месячные, он все таки мальчик, а про травмы детства и как они впоследствии повлияли на ваше эмоциональное состояние во взрослой жизни. Также напишите, что вы работаете со своей проблемой и вскоре все будет в вашей семье хорошо. Дайте ребенку надежду что вы взрослый человек и обязательно справитесь со своим недугом.
С уважением, кризисный психолог Алёна Юркевич
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Добрый день, Алина!
Вашему сыну 10 лет. Взрослый человек! Конечно, он прислушивается к бабушке, но, как правило, одной бабушкиной точки зрения для принятия решения уже достаточно взрослым мальчиком, почти-подростком, обычно мало. Читает ли ваш сын статьи и смотрит ли видео в Интернете? Сейчас в Сети очень много односторонних, поверхностных ресурсов, где говорится, что до нестабильного состояния всегда доводит партнер (в обе стороны в отношении пола).
Что если попробовать поговорить с сыном с позиций науки? Что так бывает, внутренние процессы в организме провоцируют последствия для поведения. (Химию и биологию он пока, наверно, не изучает, однако в рамках курса окружающего мира основы обычно преподают.) Что в итоге вам понадобился врач и с медицинской помощью ваше поведение нормализуется, а бабушка может всего не знать, она же не химик и не биолог, да и в Сети очень много информационного шума.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.