Завышенные требования к самой себе - консультация психолога

Мне 16 лет. Я учусь в 10 классе. Но я до сих пор не могу держать себя в руках в важные моменты. Когда я сильно волнуюсь( а я волнуюсь по каждому пустяку), у меня начинают бежать слёзы ручьём. У меня завышенные требования к самой себе. Больше всего я боюсь подвести не родителей, а учителей и тренера. Мне важно их мнение. Я боюсь их разочаровать. Я знаю, что могу сделать лучше. Но волнуюсь. Недавно на конференции я выступала одна от школы. Из-за тревоги и переживаний я ужасно выступила. Хорошо, что этого позора никто не видел.
Также происходит и на некоторых уроках. Есть учительницы, которые мне нравятся. Мне нравятся и их предметы.
Например, когда учительница на биологии задаёт вопрос, на который я знаю ответ, но не уверена в нём на 200%, то я не отвечу на него. Поэтому учителя не могут трезво оценить мой уровень знаний.
Самое страшное то, что, когда я хочу плакать я сдерживаюсь и держу всё в себе. Поэтому меня от нервов начинает морозить. Мне некому рассказать о своих переживаниях. Я делюсь ими лишь с одной учительницей в школе.
Помогите, пожалуйста, избавиться от тревоги, полюбить себя и понять, почему я боюсь подвести некоторых учителей (которые на меня никогда не ругаются), чем родителей
Ветрова Яна

Психолог
г. Краснодар
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Софья
Софья, здравствуй!
Прочитав твою историю у меня возникают вот какие вопросы:
Что будет, если ты ошибешься?
Что будет, если ты разочаруешь учителей?
Что будет, если окружающие увидят твои слезы и переживания?
А можно ли дать себе возможность ошибиться, сделать что-то не так и показать свои чувства?
Можно ответить на эти вопросы мне в сообщении, а можно просто оставить самой себе на размышления
Также хочу обозначить момент про страх не оправдать ожидания других людей. Тут хочу обозначить границы, потому что ожидания других людей - это их ответственность, и то, как они будут проживать разочарование - тоже. Но, тут важный момент: что с тобой происходит, когда ты сталкиваешься с разочарованием других людей? Что там такое есть, что так сложно выдерживать?
По поводу последнего абзаца - он звучит как полноценный запрос на терапию с психологом и чтобы помочь его разрешить - нужно идти к специалисту. Поскольку тебе еще нет 18, то стоит сообщить родителям о своем желании пойти к психологу и уже с ними согласовать этот вопрос
Любая информация носит рекомендательный характер, если вы хотите оставить отзыв или проработать свой запрос индивидуально - можете перейти ко мне в профиль, изучить анкету и записаться на консультацию
Гришанина Алина
Психолог
г. Краснодар
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Софья
Добрый день, Софья!
Требовательность к себе и завышенные ожидания могут быть изнуряюще-выматывающими, отнимающими силы и разочаровывающими, потому что идеальная картинка представлений в голове - лишь картинка, зачастую не учитывающая реальные препятствия.
Продумайте хорошенько вот какой момент: что будет, если разочаруете того, о ком волнуетесь? Совсем разочаруете? Что представляется в этот момент?
Затем спросите себя: смогли бы Вы это пережить? Что делали бы в таком случае?
Мы представляем себе самый худший сценарий, как в случае выше, когда уходим в другую крайность в своих ожиданиях, представляя лучший. Но жизнь ведь не черно-белая, верно? Она, как правило, состоит из оттенков серого, если говорить условно: вероятнее всего произойдут ситуации в этой градации располагающиеся в середине (не что-то совсем ужасное и не что-то совсем хорошее).
Скорее всего в преподавателях Вы наблюдаете родительские фигуры, опекающие, заботливые, требовательные, поддерживающие стремления - потому именно их Вы боитесь разочаровать.
Изматывая себя ожиданиями в последствии удовлетворить их будет еще тяжелее, ведь сил совсем не останется. Проговаривая то, что ожидается и то, что может получится в итоге - снижает уровень стресса, ведь идеальности не существует, об этом следует помнить каждый раз при планировании чего-либо.