Комплекс по поводу внешности - консультация психолога

Здравствуйте. Мне 25 лет. Есть молодой человек. Наверное если оценивать объективно свою внешность, то страшной я бы себя не назвала. Люди вокруг могут назвать меня симпатичной. Но у меня со школы появился комплекс из-за моих маленьких глаз. Тогда меня дразнили другие дети и называли "китайцем".  Потом прошло время и я постепенно забыла об этом. Но недавно в разговоре с мамой речь зашла о моей старшей сестре. Она назвала ее внешность яркой и выразительной, а мое лицо обычным и не выразительным потому как у меня маленькие глаза.
Мы с сестрой довольно похожи. Но я скорее ее плохая копия. Она выше меня, имеет большие глаза, очень фотогеничная.  И каждый раз когда говорят, что мы похожи мне неприятно. Я как будто слышу в словах других, что я "плохая копия". Наверное если бы мы были совсем разными было бы намного лучше.
После разговора с мамой. Я позабышая о своём комплексе, снова смотрю в зеркало и на фото и как будто снова начинаю ненавидеть себя. Не знаю как справиться с этим.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Лена! Вы боитесь быть собой, потому что до сих по боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы видите причину в своей внешности, но так ли это и так ли важно то, как они видят Вас и оценивают?
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Алимбекова Назима
Психолог
г. Ташкент
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Лена! Чувствуется, что Вы очень обеспокоены вопросом, касающимся Вашей внешности. Да, это очень непросто ощущать себя недостаточно привлекательной. Особенно это болезненно, когда посыл идёт от близкого человека. В Вашем сообщении есть несколько примечательных моментов, на которых я бы хотела остановиться подробнее.
Лена, Вы написали о том, что в школьные годы подвергались насмешкам и унижениям со стороны сверстников. Хотела обратить Ваше внимание, что подобное отношение у детей является отголоском их личных внутренних переживаний, с которыми они пытаются справиться через самоутверждение над другими. Вероятно, они чувствовали, что Вы не сможете постоять за себя, поэтому позволяли себе такое отношение к Вам.
В сообщении Вы указали на то, что у Вас есть старшая сестра, с которой Вы похожи внешне, при этом ощущаете себя проигрышно на ее фоне. Написали также о сравнениях со стороны мамы не в Вашу пользу. Наверняка, так было с самого детства. И, возможно, Вам неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что мама позволяла себе принижать Вас. Лена, дело в том, что дети воспринимают слова значимых взрослых наверу. Лишь со временем у человека появляется возможность для критического переосмысления произошедшего. Возможно, Ваш пережитый опыт был настолько болезненным и самоценность оказалась столь низка, что Вам не удалось посмотреть на себя собственными глазами, понимая, что мнение мамы не является истиной в последней инстанции.
Сейчас у Вас такая возможность есть. Как это осуществить? Для этого важно взращивать свою ценность. Смотреть на себя не глазами тех, кто хотел Вас оскорбить, а глазами любящих Вас людей. Наверняка, они тоже есть. Попробовать рассмотреть свои небольшие глаза не как недостаток, а как нечто уникальное, придающее Вашему лицу свою индивидуальность. Напоминать себе, что понятие красоты преломляется через восприятие каждого, а значит то, что красиво для одного, может быть некрасивым для другого, что вовсе не умаляет достоинства человека.
Лена, хотела отметить, что каждый Ваш день это выбор в пользу либо самоуничижения, либо права на свою индивидуальность. И в Ваших руках дать себе возможность быть собой и не давать окружающим определять ценность Вашей личности.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Лена!
Вы пытаетесь себя сравнить с сестрой сейчас, но не внушали ли Вам это сравнение в детстве родители?
Сейчас Вы повзрослели и был период, когда забыли о внешности, но внутренняя неуверенность в себе никуда не исчезла. Недавно Вам мама напомнила об этом, сказав, что сестра выразительно выглядит, а Вы обычно. Вас это конечно расстроило, ведь хочется услышать другие слова от близкого человека. Но мамины слова не обязательно должны быть правдой, никто не знает из каких побуждений мама их говорит Вам. Важно не то, что она сказала, важно, как Вы лично воспринимаете себя. Но для того, чтобы не зависеть от мнения мамы и быть внутренне уверенной в себе, необходимо работать над неуверенностью в себе, над своей самооценкой, полюбить себя такой, какая Вы есть. Посмотрите на людей, которые с маленькими глазами выглядят красиво,которые умеют делать макияж и их глаза и другие части тела никак не портят их, а только делают лучше - это их естественность, они умеют себя преподнести любой.
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Удачи!
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию по скайпу или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.