Ощущаю очень сильную тревожность - консультация психолога

Испытываю сильную тревогу в социальных ситуациях, в школе, на улице и дома при некоторых близких людях.
Сложно начинать делать что либо, вместо школьных обязанностей почти всегда выбираю компьютерные игры.
Крайне проблематично дается выступать перед публикой, (если текст не заготовлен) появляется сильное сердцебиение, бросает то в жар, то в холод, очень хочется куда то сбежать или как то это прекратить. Хотелось бы узнать как бороться с тревожностью, ведь сам я очень хочу общаться.
Ксения Васильева

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Илья
Добрый день, Илья!
Давайте начнем с тревоги, которую вы испытываете дома. Вы пишете, что чувство тревоги у вас активирует присутствие "некоторых близких". Можете рассказать подробнее, кто эти близкие люди и как у вас с ними вообще складывались отношения? Как давно началось чувство тревоги при близких?
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Фенюк Елена
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Илья
Добрый вечер, Илья!
Тревога в социальных ситуациях обычно появляется, когда мы беспокоимся, что будем как-то не так выглядеть в глазах других людей. Появляется "чтение мыслей", мы начинаем гадать, что о нас думают, как мы выглядим со стороны, пытаемся усиленно контролировать себя и из-за этого еще больше тревожимся) То есть фокус внимания максимально направлен на себя и свои ощущения. На самом деле все люди часто сфокусированы на себе, просто в случае социальной тревоги это более выражено, то есть Ваш собеседник или целая аудитория не так критичны и внимательны к Вашим действиям, как Вы сами, скорее всего они так же больше нацелены на собственные переживания и мысли.
Одним из вариантов снижения тревоги является перенаправление фокуса внимания с себя на других: интересоваться другими людьми, спрашивать об их мнении, увлечениях, жизненных событиях. Можно провести мини-эксперимент, для начала в ситуации, вызывающей наименьшую тревогу. Например, в общении с кем-то близким, с кем у Вас доверительные отношения: попробовать заинтересоваться другим человеком, поспрашивать о чем-то, что интересует именно его. Люди часто считают идеальными собеседниками тех, кто ими интересуется и умеет слушать) Высший пилотаж - попробовать специально оговориться или сделать еще что-то "неправильное" и посмотреть на реакцию, заметят ли это и обратят ли на это какое-то внимание.
Про социальную тревогу подробно описано в книге Роберта Лихи "Свобода от тревоги", для начала можно прочитать отдельно главу "Социальная фобия", но вообще вся книга хорошо описывает механизм тревоги, что изначально это штука полезная, просто нужно направить ее в нужное русло. Многие люди сталкиваются с тем, что Вы описываете, в начале дискомфорт неизбежен, но со временем, приложив некоторые усилия, он будет снижаться, я уверена, что у Вас все получится!
Елена Фенюк +79857427819
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Илья
Илья добрый день, по описанию очень похоже на социальную фобию. Для самостоятельной работы с фобией нужно сталкиваться с источником тревоги раз за разом и учится её выдерживать, таким образом вы сформируете новые нейронные связи и ваши старые рефлексы постепенно будут ослабевать. Можете в интернете поискать в свободном доступе тетради КПТ для работы с социофобией.
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Алина Олеговна. Для записи на консультацию доступен телеграмм: https://t.me/+FNBKrPZsrdVlNDBi