Сильное психологическое давление на работе с целью увольнения - консультация психолога

Мне 58 лет. Шестой год работаю в коммерческой полиграфической компании(ип) курьером.  В последний месяц резко изменилось отношения со стороны руководителя, травля меня среди работников. Работа привычная, все выполняю, как всегда, были довольны, нормально общались. Теперь для меня ад. Информации нет, все закрыто для меня, все я делаю не так, матерюсь(не умею даже) с подрядчиками, вранье в мой адрес по любому поводу. Уволится не могу и не хочу. Как мне выжить в таком кошмаре для меня
Миронов Руслан

Психолог
г. Иваново
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Елена
Елена, здравствуйте. Ситуация, в которой вы оказались, действительно очень тяжела и болезненна. Когда привычная и нормальная работа внезапно превращается в «ад» из-за необъяснимой травли со стороны руководства — это сильнейший стресс, подрывающий и профессиональную уверенность, и душевное равновесие.
Прежде всего: это не ваша вина. Резкая и неспровоцированная смена отношения руководителя — почти всегда симптом каких-то его проблем или изменений в компании. Ваша задача сейчас — не искать в себе изъяны (вы 6 лет успешно справлялись!), а перейти из позиции жертвы в позицию наблюдателя и стратега.
Что могло произойти? (Анализ возможных причин)
Давайте подумаем, какие скрытые причины могут стоять за таким поведением. Понимание мотивов не оправдывает травлю, но помогает меньше принимать её на свой счёт:
1. Внутренние проблемы компании или руководителя. Возможно, у ИП начались финансовые трудности, и он таким странным, неадекватным способом пытается заставить вас уйти, чтобы не платить компенсацию при увольнении. Или у него личные проблемы (семейные, со здоровьем), и он срывается на самом беззащитном, с его точки зрения, сотруднике. 2. Чей-то негативный влиянием. Возможно, появился новый человек (в руководстве или среди коллег), который по какой-то причине вас негативно настроил, распуская слухи или давая ложную информацию. 3. Планируемые кадровые изменения. Руководство, возможно, хочет заменить вас на кого-то «своего» (родственника, более дешёвого сотрудника) и создаёт невыносимые условия, чтобы вы ушли по собственному желанию. 4. Элементарная некомпетентность в управлении. Иногда человек, оказавшись в роли начальника, не умеет решать проблемы напрямую и начинает использовать травлю как извращённый способ «управления».
Важно: Какой бы ни была причина, такое поведение руководителя неадекватно и непрофессионально. Вы столкнулись с моббингом (травлей на рабочем месте), и ваши чувства абсолютно законны.
Что делать? План из 5 шагов для «выживания» и сохранения себя
Вам нужно действовать одновременно на двух фронтах: защищать свои психологические границы и предпринимать практические шаги.
Шаг 1: Ведите «Дневник фактов». Записывайте в личный блокнот или телефон: дата, время, суть инцидента («сегодня 10.04, руководитель при всех обвинил меня во лжи по поводу опоздания подрядчика, хотя я передал информацию вовремя»). Это не для жалоб, а для вас — чтобы сохранять трезвость ума и не сомневаться в реальности происходящего. Найдите «место силы» вне работы. Хобби, прогулки, общение с близкими, которые вас ценят. Важно напоминать себе, что вы — не только «курьер Елена», а цельная личность.
Шаг 2: Смените тактику общения. Сведите контакты к деловому минимуму.
Старайтесь общаться письменно (через WhatsApp, email) по рабочим вопросам, где можно зафиксировать запросы и ответы. На устные поручения можно спокойно отвечать: «Хорошо, продублируйте, пожалуйста, в чат, чтобы я ничего не упустила». На критику без фактов отвечайте нейтрально-деловито: «Поняла вас. Уточните, пожалуйста, конкретно, что нужно исправить, чтобы я могла это сделать». Это обезоруживает, так как переводит эмоции в конструктивное русло. Избегайте оправданий и эмоциональных реакций. Ваша цель — не доказать свою правоту ему (это сейчас бесполезно), а сохранить достоинство и не дать втянуть себя в конфликт.
Шаг 3: Проведите «разведку».
Осторожно, без жалоб, пообщайтесь с самым адекватным коллегой. Можно в форме вопроса: «Я чувствую, что в последнее время что-то изменилось в атмосфере. Мне не кажется?». Возможно, вы узнаете какую-то информацию. Присмотритесь: изменилось ли что-то в поведении руководителя по отношению к другим?
Шаг 4: Продумайте юридический и карьерный тыл.
Обновите резюме. Сам процесс поиска новых вариантов даст ощущение контроля над ситуацией. Почитайте Трудовой кодекс РФ (ст. 81 — расторжение трудового договора по инициативе работодателя). Помните, что заставить вас уволиться «по собственному» просто так нельзя. Если начнутся попытки незаконного увольнения, у вас на руках будет «Дневник фактов». · Рассмотрите все варианты: может быть, есть возможность уйти в другую компанию или даже сменить род деятельности, где ваш опыт ответственности и добросовестности будет цениться выше. В 58 лет опыт и надежность — это ваше большое преимущество для многих работодателей.
Шаг 5: Примите окончательное решение. Вы говорите«уволиться не могу и не хочу». Подумайте, что стоит за этим:
«Не могу» — страх, финансовая зависимость? Начните откладывать даже небольшую «подушку безопасности». «Не хочу» — привязанность к привычному делу? Спросите себя: стоит ли ваше психологическое здоровье этой привычности? Цена слишком высока.
Дайте себе временные рамки (например, месяц). Если, следуя этим шагам, вы не увидите изменений, значит, система (компания под руководством этого человека) токсична для вас. Ни одна работа не стоит разрушенного душевного здоровья. Ваша цель сейчас — не «выжить» в этом кошмаре вечно, а сохранить себя, пока вы ищите достойный выход.
Вы сильный человек, раз 6 лет успешно справлялись с этой работой. Эти качества помогут вам пережить и этот кризис, выявив в себе ещё больше стойкости. Держитесь и действуйте по плану.
Начните изменения прямо сейчас! Бесплатная 20-минутная консультация — ваш первый шаг к лучшей жизни. 💫Просто напишите, и мы назначим удобное время для разговора уже сегодня! WhatsApp:+7 (999) 730-01-66 Telegram: @Mironov_Ruslan