Социофобия, автоматические негативные мысли - консультация психолога

У меня боязнь социальных ситуаций, из-за чего я избегаю конфликты, не высказываю свою точку зрения, ухожу от разговора, когда накануне стоит очень важное для меня, делаю вещи, которые мне не очень хотелось бы делать из-за чувства долга, стыда, вины. Это все влияет на мои отношения со сверстниками, любимым человеком, на отношения с коллегами по работе, влияет на мое образование. Я избегаю конфликтных ситуаций либо во время конфликта появляется жалость к себе, которая моментально вызывает слёзы. Отсутствие определенных навыков коммуникаций может быть связано с замкнутостью в детском и подростковом возрасте, уединением от других и отрешенностью
Мне мешают думать о себе хорошо и следовать своим интересам мои негативные убеждения на свой счёт, которые поддерживают меня в пессимистичном настроении (поэтому все социальные ситуации очень напряженные для меня, я постоянно думаю о том, что я неинтересна собеседнику, что со мной общаются ради жалости, сравниваю себя с другими людьми, что пошло из детства, когда меня сравнивали с лучшей подругой, ее успехи с моими, говорили равняться на неё, из-за чего я не получала любви и признания в свой адрес
Я пытаюсь решить проблему с помощью КПТ самостоятельно, но не все мои негативные установки подвергаются критике, в каких-то из них я нахожу истинность и попадаю в тупик, который не даёт изменить мои негативные установки на позитивные и даже те установки, к которым получилось отнести критически и оспорить, через какое-то время возвращаются
Иногда становится так невыносимо от собственного бессилия, никчемности, безнадежности, что появляются мысли о суициде.
Как можно выбраться из этого тупика? Возможно ли это сделать самостоятельно ? К какой методике прибегнуть?
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Татьяна! Проблема в том, что Вы боитесь их реакции, их мнения, их оценки, что они как-то о Вас подумают и эти мысли загоняют Вас в зависимость от мнения окружающих, Вы боитесь разрешить себе быть собой. Вы видите не их восприятие Вас, а Вы видите себя через свою призму восприятия и наделяете их теми чувствами по отношению к Вам, которые есть внутри Вас! Т.е. на самом деле эти мысли — отражение Вашего отношения к самой себе, Вашей неуверенности и Ваших страхов!
Вы видите, что Ваша самооценка зависит от человека, Вы всё верно отметили, что это зависимость от окружающих.
Поэтому и возникает неуверенность в себе, сомнения в своих решениях, поступках и выборах, с постоянной оглядкой на других или на кого-то конкретного, как они отреагируют, как посмотрит, что подумает, Вы осознаете, что полностью уязвимы перед ним, перед его взглядом и мыслями!
Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу — это как раз страх перед людьми, другими словами, это зависимость от мнения окружающих, и непонимание по отношению к окружающим и сомнение в самой себе.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Татьяна. Вы уже много сделали в сторону понимания причины и пытаетесь анализировать и корректировать сформировавшиеся в детстве убеждения- здорово! Но, в этой работе Вы наталкиваетесь на то, что какие-то Ваши убеждения соответствуют действительности и, для Вас это невыносимо, т.к. Вас не принимали такой, какой Вы были. У Вас сформировалось убеждение, что Вас примут только, если Вы будете идеальной, а, это- не возможно. КПТ не всё может решить. Вам нужно глубже исследовать Ваши чувства, мысли, действия и настоящие и прошлые. Но, самое главное, Вам нужна работа, сначала по принятию себя в своей индивидуальной особенности, а, затем, посмотреть, что Вы можете изменить, не навредив, своей личности.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Татьяна
Пользователь
Я осознаю, что мое представление о том, как относятся ко мне люди - лишь мое мнение, пропущенное через призму моих комплексов и далеко не всегда соответствует действительности. И главная работа, с чего стоит начать - это именно работа над принятием себя. Но мои негативные установки на свой счёт, которые я никак не могу принять, понять почему я так поступаю, а не иначе, мои установки со временем подтверждались моим поведением как в мою сторону, так и по отношению к другим людям. То есть, чтобы принять себя, мне нужно осознать - что я неидеальна, и не должна быть такой, осознать свои потребности, которые не были удовлетворены в детстве: потребность принятия, любви безусловной,поддержки. Я понимаю, что во взрослом возрасте все это могу дать себе только я сама, я понимаю, что родители вели себя так из-за недостатка знания о правильном воспитании ребёнка и из-за их собственных психологических проблем и не сужу их. Мой опыт, который я уже пережила, опыт отвержения, я как будто поступала так специально, чтобы меня отвергали, потому что я не понимала, как можно быть принятой, как можно быть любимой и вела себя соответствующим образом, к которому привыкла, чтобы действительность подтверждала мне мои мысли о себе. Прежде всего мне нужно изменить свои мысли и отношение к себе путём изменения негативных установок на позитивные и принятия своей неидеальности. У меня есть нетерпимость к фрустрации, из-за чего я начинаю работу над собой, стараюсь, горю этим, но все затем через какое-то время возвращается на круги своя и моя нервная система сопротивляется другому подходу, продолжая гонять по кругу все те же мысли, убеждения и ситуации. Чем я могу помочь себе, чтобы мои многочисленные попытки работы над собой не оказались тщетными?
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Шендерова Елена
Я ниже написала сообщение
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Шендерова Елена
Повторю сообщение, если оно не отобразилось: #52724 Я осознаю, что мое представление о том, как относятся ко мне люди - лишь мое мнение, пропущенное через призму моих комплексов и далеко не всегда соответствует действительности. И главная работа, с чего стоит начать - это именно работа над принятием себя. Но мои негативные установки на свой счёт, которые я никак не могу принять, понять почему я так поступаю, а не иначе, мои установки со временем подтверждались моим поведением как в мою сторону, так и по отношению к другим людям. То есть, чтобы принять себя, мне нужно осознать - что я неидеальна, и не должна быть такой, осознать свои потребности, которые не были удовлетворены в детстве: потребность принятия, любви безусловной,поддержки. Я понимаю, что во взрослом возрасте все это могу дать себе только я сама, я понимаю, что родители вели себя так из-за недостатка знания о правильном воспитании ребёнка и из-за их собственных психологических проблем и не сужу их. Мой опыт, который я уже пережила, опыт отвержения, я как будто поступала так специально, чтобы меня отвергали, потому что я не понимала, как можно быть принятой, как можно быть любимой и вела себя соответствующим образом, к которому привыкла, чтобы действительность подтверждала мне мои мысли о себе. Прежде всего мне нужно изменить свои мысли и отношение к себе путём изменения негативных установок на позитивные и принятия своей неидеальности. У меня есть нетерпимость к фрустрации, из-за чего я начинаю работу над собой, стараюсь, горю этим, но все затем через какое-то время возвращается на круги своя и моя нервная система сопротивляется другому подходу, продолжая гонять по кругу все те же мысли, убеждения и ситуации. Чем я могу помочь себе, чтобы мои многочисленные попытки работы над собой не оказались тщетными?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Татьяна, стоит рассмотреть чувства, связанные с отвержением. Здесь всегда есть "вторичная выгода"- отвергнутый бессознательно становится избранным, он больше заслуживает любви, чем все остальные. Вы получаете скрытое удовольствие, как бы обвиняя других за то, что они Вас не принимают. У Вас происходит метание между обесцениванием и возвеличиванием себя. вам трудно принять себя, как обычного среднего человека с некоторыми своими индивидуальными особенностями. Если хотите работать самостоятельно, рефлексируйте на бумаге все случаи, так называемой, социофобии с позиции- что я в этот момент подумала о себе, почувствовала, как это повлияло на моё восприяте других, и, какое это вызвало действие с моей стороны. Но, если есть возможность, работать лучше с психологом, что бы он показывал Вам, как Вы смещаетесь к тому, или другому поюсу.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Я так понимаю, что чувствовать во всем отвержение - это как некое проявление повышенной значимости себя, своих чувств, извращённая попытка дать себе любовь, признание, внимание и следует принять свою значимость как абсолютно нормального человека, который не хуже и не лучше других. И необходимо научиться давать себе принятие, а также слышать и понимать других людей не посредством своей боли и не удовлетворённых потребностей, а относясь к этому рационально, критически, как будто взгляд со стороны другого человека, который абсолютно трезво и ясно видит ситуацию? А затем оценивать свои мысли на этот счёт, проявлять эмпатию к аппоненту и не делать перекоса в сторону непринятия, но максимально адекватно, рационально оценивать ситуацию ?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Примерно- так! Меня немного насторожило слово "симпатия". Другой не всегда может вызывать симпатию,а Вы, как будто хотите заставить себя относится к другому с симпатией. я бы заменила это на- уважение к восприятию Вас другого- дать ему право не принимать Вас, тогда Вам не будет так больно и, Вы сможете адекватно вести себя в подобной ситуации. Это- сложно. Вам предстоит большая работа. Удачи!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Прошу внимательнее перечитать мое сообщение, слова «симпатия» там нет, есть слово «эмпатия»
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Простите, Татьяна. Не правильно прочитала- очень низкое зрение. "эмпатия"- то же- не совсем- то. Мы не всегда можем вчувствоваться в другого, да, и не всегда нужно, а уважать его восприятие окружающих можем.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Благодарю за помощь, есть над чем подумать
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Татьяна
На что можно опереться в выстраивании своего я, независимого от мнения и оценок других, когда окружение не меняется, ситуации не меняются и отношение других людей ко мне не меняется, то есть как в прежних обстоятельствах, условиях, привычных для психики, возможно работать над собой и ждать результата, если застреваешь в одной и той же травмирующей ситуации, в одних и тех же обстоятельствах и окружении, нет подтверждения новым убеждениям, то есть без определенного опыта, подтверждений, на одних мыслях, аффирмациях и умозаключениях очень сложно что-то изменить
Татьяна
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Татьяна
Здравствуйте Татьяна!
Позволю и себе вмешаться в ваш разговор. Судя по вашим высказываниям вы довольно глубоко прониклись в осознание своей проблемы и рассуждаете весьма логично и последовательно. Ваше стремление изменить своё поведение с помощью КПТ также говорит о том. что вы достаточно далеко продвинулись не только в теоретической части обозначенной тревожащей вас ситуации, но и работаете по выбранной вами методике преодоления боязни социальных ситуаций.
Однако вы столкнулись с тем, что самостоятельное решение проблем не всегда эффективно помогает в разрешении ваших тревог, и вы спрашиваете, можно ли выбраться из этого тупика самостоятельно? Если кратко вам ответить, то можно сказать, да можно, но от вас потребуется усилить в несколько раз свою проявленную настойчивость в решении проблемы.
Коллега подсказала вам решение в виде помощи со стороны профессионального психолога и в этом есть определённый смысл взгляда со стороны.
Если вы уже достаточно много знаете о психологии и даже самостоятельно пользуетесь некоторыми психотехниками, то, наверное, должны знать, что у профессиональных психологов случается так называемое выгорание, и они оказываются в положении, когда оказываются в состоянии, когда не могут выполнять свои профессиональные задачи. В этом случае с ними проводят супервизию. Вы похоже оказались в подобной ситуации само выгорания, и вам очень желательно проработать этот вопрос с специалистом.
Теперь, что касается вашей проблематике. Вы очень много внимания уделяете вашей проблеме и со стороны явно заметно, что это не совсем верный путь для разрешения вашей ситуации.
Если представить вашу проблему в виде огромной, скалистой горы, то вы, раз за разом, пытаетесь взобраться на неё прямо в «лоб», и каждый раз скатываетесь с неё вниз, не достигнув вершины. Острые камни, крутой подъем, сыпучие подступы к вершине не дают вам возможности покорить эту гору. Но вы упрямо пытаетесь ей покорить. Я не говорю, что это плохо, настойчивость в достижении целей одна из главных составляющих достижения успеха в этой жизни, и это хорошее качество человека. Я вам предлагаю просто изменить путь, попробуйте оставить эту гору в стороне, обойдите её по более удобной дороге, не тратьте свои силы сейчас на решении именно этой проблемы. Попробуйте сменить свои жизненные установки, цели, задачи, которые вы сейчас ставите перед собой, на другие, более значимые для вас, а эту проблему оставьте до поры, до поры до времени на потом. Вполне возможно, что когда вы достигнете успеха в другой области приложения ваших сил и достоинств, то вы просто забудете об этой проблеме, как о слишком незначительной и не важной.