Болезненное восприятие критики, тревога. Что со мной происходит? - консультация психолога

Здравствуйте.
Мне 19 лет, несколько лет борюсь с социофобией и повышенной тревожностью.
Месяц назад устроилась на работу. Отношения с коллективом не сложились. Недавно другая сотрудница нагрубила мне и сказала, что я всех достала. Мне в этот момент стало очень плохо. У меня была пустота в голове, было сложно думать или делать что-то, чувствовала будто время замедлилось и я была отрешенной от мира. Казалось, что всё кончено. Что меня все ненавидят. Хотелось плакать. Длилось состояние примерно часа четыре.
Нечто похожее возникает, когда я совершаю ошибки, когда мне на них указывают, когда меня критикуют. У меня появляются мысли, что я заслуживаю смерти за ошибку, мне хочется наказать себя за это. Считаю, что заслуживаю смерти. Хочется плакать.
Каждый раз после такого появляется тревога. Становится страшно снова идти на работу.
Подскажите, что это? Что с этим делать?
Вакер Мария

Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Анонимно
Здравствуйте. Как к вам можно обращаться?
Я вам сочувствую. Примите мою поддержку. Хочется сказать вам, что вы молодец, что ищите профессиональной помощи и проявляете заботу о себе. Ваша ситуация непростая, но мы попробуем разобраться.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Что значит, отношения в коллективе не сложились? Какие к вам претензии?
Вы всегда так остро реагируете на конфликт или критику? Или это возникло после какой-то конкретной ситуации? Спасибо.
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте! Вы правы, социофобия (страх актов взаимодействия с людьми), действительно мешает жить, особенно в вашем юном возрасте, когда нужно определить свое место в жизни, найти надежных друзей, любовь, профессию. Симптомы, наиболее часто распространенные - страх заявить о себе, болезненное реагирование на критику, страх возразить, тревога по поводу выполненной работы, постоянное желание оправдаться и объясниться, отсюда волнение и невнимательность, суетливость, постоянные ошибки в любом деле, негативное прогнозирование результата, сильное внутреннее страдание, даже невозможность кушать при посторонних...
Причин тоже много, назову основные - травматическая ситуация в подростковом возрасте (например, родители высмеяли при гостях или были слишком требовательными - они были строги к вам, а вы выросли и строги к себе, ровесники сделали это в классе, когда вы писали у доски), общая склонность личности к тревоге, неуверенность в себе, невроз ожидания (при череде неудач) и другие.
Расстройство не возникает вдруг, ему предшествует целый список событий, который и приводит потом к изоляции и нежеланию общаться или вообще находиться в мире. С этим нужно к психологу, к психотерапевту, если необходимо попить антидепрессанты, чтобы начать работать с разрушающим поведением на свежую голову.
Можно попробовать и самостоятельно, но судя по вашему обращению, качество вашей жизни уже несколько лет не доставляет вам радости. Вот несколько упражнений, которые помогут саморелаксации и успокоению: чтобы не заплакать, например, нужно отвернуться, поднять глаза вверх и часто поморгать, подвигать глазами влево и вправо, десенсибилизация глазами - хорошо помогающий способ прожить пик тревоги. "Перепроживание картинки" - на самом деле вы боитесь не факта критики, а того, как вам будет неловко. Дело в том, что вы не дорисовываете картинку до логического конца, а продолжаете мысленно прокручивать в голове только начало, а это лишь усиливает тревогу и мозг начинает видеть проблему еще страшнее. Сделайте так, если вам некомфортно, кто-то кричит на вас - доведите в своей голове ситуацию до конца: например, как вы улыбаетесь и медленно выходите из комнаты, а человек исчезает из поля зрения. Именно эту картинку удерживайте в сознании. Мозг будет видеть конечный результат и больше не выбросит гормоны стресса в организм. Как ни странно, очень хорошо помогает юмор. Задайте себе вопрос, кто выглядит сейчас более нелепо - сотрудница, которая извергает оскорбления или вы, которая внимательно и спокойно слушает? А потом скажите с улыбкой: "Какая я невнимательная, да... Не переживай ты так! В следующий раз обязательно это учту!" И больше ни слова, разворачивайтесь и уходите.
Есть еще много техник, обратитесь за помощью к специалисту, ситуация прекрасно поддается корректировке. И просто говорите себе каждый раз: "Я не новенький доллар, чтобы всем без исключения нравиться" (шутка). Берегите себя и будьте счастливы)
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Анонимно
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Я люблю порядочность и ответственность, хотела чтобы была какая-то системность в работе. Им это не понравилось, они считают, что я их потыкала и выставляла в негативном свете, поэтому меня стали недолюбливать. Говорили мне не умничать и так далее, в основном просто срывались на меня вместо того чтобы спокойно поговорить, я даже не знала что раздражаю их
Сколько себя помню, всегда остро реагировала, но не помню, чтобы была ситуация после которой это началось. Конфликтов в принципе стараюсь избегать
Анонимно
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Спасибо большое за техники, воспользуюсь ими. А как специалист работает с подобным? Всё что я описала именно из-за социофобии происходит? "вы боитесь не факта критики, а того, как вам будет неловко" — знаю, что это комментарий к технике, но всё же. Думаю я боюсь больше не оправдать ожиданий других, есть установка что я никогда не должна ошибаться. Знаю, что это неправильно, но исправить ситуацию не получается
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Пожалуйста) рада, что хоть немного смогла вам помочь, эти техники прекрасно работают, выполняйте их регулярно. Если трудно будет справиться самой, не игнорируйте помощь специалиста. Вы молоды, вам сейчас нужно наслаждаться жизнью большими глотками, а этого не происходит. Береги тебя, любите себя в себе. Никто не идеален, но большинство строгие критики)) Разрешите себе немного расслабиться, начните позволять себе маленькие несовершенства (не помыть чашку два дня, сказать что-то невпопад и посмеяться...) У моей подруги есть прекрасное слово для самоиронии "дурында", когда что-то не получается, я всегда говорю "вот я дурында, как я могла этого не заметить", звучит как-то по-домашнему, что ли, и на душе светло))
Есть когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет негативные паттерны поведения трансформировать в позитивные, это работает, это такая осознанность "я это делаю, оно мне вредит... так зачем я это делаю?".
Про мысль я сказала как есть, страхи наши не от результата (потому что это всего лишь прогноз), а оттого, что прокручиваем прогноз, надуваем до невероятных масштабов, и простая мелочь (сделали замечание) превращается в катастрофу "Как же я теперь людям в глаза посмотрю, они меня все ненавидят". А мы вообще не знаем, что у другого на уме, но упорно прогнозируем. а он в этот момент думает о пюре на ужин.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Анонимно
Скажите, на какую должность вы пришли работать? Вы руководитель?