Не получается отдохнуть - консультация психолога

Я просто не могу отдохнуть. Все будние дни проходят в жесточайшем стрессе, и дома, и на учёбе, и на параллельной работе. И выходные для меня это что-то вроде маяка, мол нужно просто продержаться до них и станет полегче. Но легче не становится, я просто не могу найти способ как себя развлечь, я как будто продолжаю находится в напряжении. Пытаюсь поиграть в игры, меня не затягивает, к фильмам и сериалам не тянет, общение с людьми лишь изредка привлекает. В целом никуда не податься, а в конце дня появляется чувство вины, за то что мог хотя бы потратить это время продуктивно, сделать что-то полезное для себя, а не просто убивать время без результата. Это состояние длится уже не первую неделю и ощущается как нарастающее истощение. Иногда на этом фоне появляются мысли о том, что я не справляюсь с жизнью и не вижу выхода. Что делать в данной ситуации?
Елена Ляус

Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Семён
Здравствуйте, Семён. Скажите, как Вы отдыхали раньше? Что, для Вас- отдых? Что Вас интересовало раньше. То, что Вы описываете похоже на СДВГ, или депрессивное состояние. Сходите к психотерапевту, возможно, это следствие заболевания, которое можно облегчить с помощью лек. средств. Работа с психологом может Вам помочь с поиском причины такого состояния и путей преодоления.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Детинкина Анна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Семён
Здравствуйте, Семен.
То, что вы описываете, это не лень, не отсутствие силы воли, это состояние называется Выгорание. Состояние истощения и хронического напряжения. Вы сами пишете, что у вас и учеба, и параллельная работа, и еще какие-то дела и постоянный стресс. Нахождение долгое время в состояние стресса и повышенных нагрузок и приводит к тому, что человек "выгорает". У него заканчиваются ресурсы. В таком состоянии психика работает в режиме выживания, а не восстановления — поэтому отдых «не включается», даже когда формально есть выходные.
Нервная система не выходит из состояния стресса, поэтому не радуют игры и фильмы, не радует общение. Нет удовольствия. В таком режиме повышенной утомляемости эмоции вообще притупляются, у организма не хватает энергии на них. Может возникнуть пустота и апатия.
Отдых воспринимается как "непродуктивность" и возникает чувство вины. Это еще больше усугубляет ситуацию, так как усиливает внутреннее давление и мешает восстановлению.
Ваши мысли, что "я не справляюсь с жизнью и не вижу выхода" - это просто тревожные мысли, результат работы вашей перегруженной психики. Такое возникает в состоянии как у вас. Но это не является отражением действительности, не реальная оценка вашей жизни.
Что можно сделать?
Важно не пытаться "взять себя в руки", а снизить нагрузку. Перестать требовать от себя многое. 1. Измените представление об отдыхе. Сейчас важно не "развлечься", а снять напряжение. Тишина, короткие прогулки без цели, теплый душ, хороший полноценный сон.
2. Убрать установку "я должен отдыхать правильно". Не должен.Если вы лежите и ничего не делаете — это уже не провал, а попытка организма восстановиться.
3. Попробуйте найти то, что вам интересно делать. Даже если это какая-то ерунда по мнению других людей. Главное, чтобы это вас наполняло энергией. Может какие-то увлечения, которые были интересны в детстве, а потом были заброшены. Кто-то рисует, собирает пазлы, клеит модели самолетиков..
Вы сейчас не ленитесь и не “убиваете время”. Вы очень устали. И это состояние требует не самокритики, а заботы и поддержки. Если у вас будет возможность поработать с психологом, то я бы посоветовала 1. Разобрать источники хронического стресса 2. Проработать чувство вины 3. Убрать внутреннего критика 4. Вернуть интерес и ощущение жизни шаг за шагом
С уважением, Детинкина Анна. Записаться ко мне на консультацию: ТГ @dapsyholog Email: psyhologda@yandex.ru
Семён
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
Дело в том, что моё состояние развивается более двух лет, и я очень мутно помню как отдыхал раньше. По сути, просто выходил гулять / шёл играть с друзьями, банально забываясь, я не чувствовал напряжения, немного ощущал удовольствие от процесса, однако это удовольствие воспринималось как должное. Отдых для меня - это отсутствие напряжения, всего того давления что ощущается в обычной жизни. Это также получение удовольствия, того чувства, которого я не ощущал довольно давно. К психотерапевту не знаю как обратится, у нас маленький городок, обращаться только если в государственное учреждение, а там уже вопрос помогут или нет. Ну и таблетки это деньги, а также риски, слышал многое про то что они вредят здоровью. В общем с обращением за помощью тут не всё так просто, поэтому пытаюсь найти компромисс в виде психологической помощи
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Семён
Если психотерапевт посчитает нужным назначить лек. препарат, значит- то, что происходит с человеком без таблеток вредит его здоровью больше. Да, можно обратиться в ПНД- это бесплатно. На психологическую помощь, так же, нужны деньги- помочь Вам в переписке не получится. Попробуйте пойти через тело- каким способом Вы можете его расслабить? Существуют различные упражнения на расслабление тела. Можно пойти в бассейн. Расслабление тела может повлечь за собой расслабление душевного состояния.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Семён
Пользователь
Ответ для: Елена Ляус
"Расслабление тела может повлечь за собой расслабление душевного состояния" Спасибо, попробую. Хотя я бы до этого и не сказал что в самом теле у меня напряжение. Да, есть проблемы физического характера, но чтобы они отражались на психике даже как-то не думал.
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Семён
Здравствуйте, Семён. То что вы описываете, невозможность расслабиться, ангедония — фильмы и игры не приносят удовольствия, и то, что это состояние длится уже долгое время, может указывать на клинический характер вашего состояния. И консультация с врачем-неврологом или врачом-психиатром сильно упростили бы вам выход из этого состояния. Однако объективные сложности — маленький город, трудности с доступом к специалистам, финансовые проблемы, действительно превращают консультацию с врачом в недостижимый квест.
Что вы можете сделать в таком случае? Вы можете помочь своему телу, своей психике немного снять имеющееся напряжение. И здесь, я рекомендовала бы равно уделить внимание, как физическому расслаблению, через работу мышц, так и ментальному.
Напряжение в теле, то что вы можете ощутить буквально, хорошо снимается через физическую активность. И здесь я бы рекомендовала не спешить идти в тренажерный зал, а попробовать в первую очередь такие виды как йога или стрейчинг. Тем более что в интернете есть доступные материалы для начинающих, которые не потребуют от вас значительных финансовых затрат.
Что касается напряжения ментального, дающего команду вашему телу сжаться в готовый к бою мышечный ком, то можно рекомендовать медитацию. К которой я рекомендую добавить письменную практику — дневник чувств. Это может показаться нужным и скучным — писать ежедневно о своих чувствах за день, но на самом деле это запускает очень важный процесс рефлексии, помогающий добраться до истинной причины вашего напряжения, до того, что скрыто. Фиксируя чувства на бумаге, задавайте вопросы — что я чувствовал в той или иной ситуации, что я хотел сделать, какой импульс был, как я с этим импульсом обошёлся — реализовал или заглушил, с какими чувствами я завершаю день, что мне поможет чувствовать себя лучше, и так далее.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)