Муж, его теща и я. Что делать дальше? - консультация психолога

Здравствуйте! Хочу поделиться историей, переросшей в проблему. Начну с начала. В сентябре 2021 года мой муж заболел туберкулёзом, лег на какой-то период в больницу, позже его отпустили на домашнее лечение. На протяжении трёх лет до этого обеспечением семьи и контролем расходов занималась я сама, у мужа были подработки, которые частенько спасали в трудные финансовые моменты, но подработки были наплывами: 2 месяца работает, 4 месяца ищет себя и т.д. Я не бросила его в этот трудный для него период болезни, который продолжается до сих пор, постоянно поддерживала морально и  финансово, подбадривала, как могла, в то время, когда муж был готов уложить себя в могилу . В феврале 2022, когда начались всем известные события между Украиной и Россией, мой муж начал испытывать колоссальные страхи за жизнь, я бы их назвала паническими атаками. Страхи в духе: к нам в частный дом пройдут ночью и поубивают, пора рыть бункер, нужно закопать еду в лесу и вообще уйти жить в лес,меня все слушают, а люди и вселенная подсказывает как мне быть дальше (женщина в автобусе показала на шиномонтажку пальцем и он решил, что это знак ему свыше, "она что-то знает"-цитата) и т. д. На почве своих страхов муж уговорил меня уехать на какое-то время пожить к моей маме. Причем на мою просьбу пожить к неё мама отказалась, а на просьбу мужа сразу согласилась. Сразу скажу: моя мама человек своеобразный, с ней трудно уживаться (делай как она сказала, иначе это проблема вселенского масштаба, все должно быть по её порядку, а я для неё всегда её любимый ребенок, которым остаюсь уже долгие годы в свои то 26). Вообще переехали мы к ней. Первую неделю в поведении и настроении мужа наблюдалось улучшение, но потом все стало ещё хуже. Периодами мама подливала масла в огонь, рассказывая какой он у меня нетакой, что нужен мне другой, что он становится психом и надо разводиться - психи нам в семье не нужны, у нас репутация, не стеснялась это делать при нем, а я отмалчивалась, за что стыдно до сих пор! Середина марта. Я готовлю, работаю, периодически убеждаю мужа в том, что жизнь безопасна и скоро надо бы вернуться в наш дом, что мы со всем справимся, лишь бы он шел мне на встречу и не отталкивал, не отвергал мою помощь. В какой-то по счету день, возникла ситуация. Мой муж отказывался обуть чистые и целые кроссовки, а я повторяла "обуй, пожалуйста, их, в них тебе будет хорошо", это услышала моя мама, прибежала доказывать ему, что он должен и обязан слушать меня беспрекословно и с первого раза, что он тварь и скотина, они начали спорить, муж начал улыбаться, чем выводил мою маму из себя, я молчала, а потом все дошло до криков между мужем и моей мамой, я просила его скорее пойти на улицу со мной, но спор между ними  продолжался, и моя мама сказала: валить ему на все 4 стороны и замахнулась палкой на него, я вмешалась в перепалку, удар я вовремя остановила, через минуту мама дала ему пинка ногой, сопровождая это криками о том, какое он говно, этого я остановить не смогла, думаю из-за шока. Спустя ещё пару дней дошло до крайности, когда муж, как я бы это назвала, слетел с катушек, и сидя в комнате рассмеялся непонятно с чего, а потом вообще начал говорить сам с собой, ему казалось, что пришли все его родственники и он рассказывал им как он видит свою дальнейшую жизнь и жизнь общества в целом, много извинялся а в конце расплакался, но это со слов мужа, т.к. в  момент когда он сидел и рассмеялся ни с чего глядя мне в лицо, я не выдержала, признаюсь испугалась за себя и за маму, и с мамой подручку мы ушли из дома. Об этом инциденте в последующем узнал лишь его отец и мачеха мужа - им муж сам рассказал, без подробностей, ну и моя мама, и я. Пока мы шли с мамой под ручку, я была словно в тумане, в голове крутилось: почему именно с нами, почему с ним, почему так, неужели это конец. Мама, в свою очередь, говорила что нужно разводиться и поскорее, вон он уже смеётся, жить с ним под одной крышей небезопасно, болячки у него наследственные(туберкулёзом болела его мама, у него же был сначала пневматорекс- когда между лёгким и кожей появляется воздух, лёгкое сжимается и человек начинает задыхаться, а потом туберкулёз), не работает он давно, я все тяну сама, зачем мне он вообще нужен. На все эти упрёки у меня было одно: я люблю его, почему все так, неужели это единственный выход развестись и ему станет легче. После этого срыва муж пришёл в себя и был в ужасе с того, что ему привиделось, не до конца уверенный в том, что же реально происходило за время его туманности с февраля месяца. В тот же вечер я ушла подумать над случившимся положением, много плакала. Вернувшись домой мы пошли с мужем прогуляться и пообщаться (как бы странно не звучало в его то положении). Разговор был грустным и отчасти с принятием, сомневаясь в том, что ещё не время разводиться, что мы хотим попробовать продолжить оставаться вместе, мы вернулись домой, где пытались уговорить мою маму не разводиться. А она твердила: вот нормализуешься, во что верится с трудом, приведешь себя в порядок, а потом, мол, приходи к нам с дочкой, мы на тебя посмотрим и решим. Я сидела в оцепенении, периодически вставляя пару фраз в духе: мы хотим попробовать продолжить нашу совместную жизнь, я люблю его и т.д.  Пол недели гробовой тишины, мы с мужем подолгу гуляли и много говорили, говорил больше он а я пыталась уследить за потоком его мыслей. Вечером какого-то дня у меня и у мамы состоялся короткий разговор, в котором я сказала, что хочу попробовать остаться с ним и разводиться не стану. Конец марта. Мы вернулись домой. С каждым днём ненависть мужа к моей матери растёт, в голове у мужа всплывают её слова на тему его благосостояния и него в целом (чаще всего мелькает она тварь, т.к. меня называла тварью), периодически он проводит параллель между мной и мамой и, к счастью, видит между нами разницу, но опасается, что я тоже стану такой как она, цитата: падкой на деньги, бесчувственной, умалишенной. Лечение от туберкулёза продолжается, что сильно бьёт по его здоровью и самочувствию. Периодами мама лезет в нашу жизнь и даже высказала "угрозу": если он до зимы не сделает в доме тепло и воду (у нас частный дом, доставшийся моей маме по наследству, в коем мы живём за коммуналку) он может чесать в свое место жительства к отцу, пусть там качает права, я отвечала, что тогда я уеду с ним, но мамины слова, что если в этот момент я захочу, могу к нему присоединиться, мол, не факт, что я ещё захочу быть с ним, до сих пор стоят у меня в голове. С каждым днём всё сложнее, у мужа то и дело проскальзывает что он уйдёт и нафиг ему такая теща не нужна, нужна ли я: он не уверен, проскальзывает что ему лучше бы вообще одному, наверное, и жаль, как он считает, что ему не хватило смелости уйти, когда моя мама, поливала его говном, пока жили мы у неё, по его же просьбе, не проходит и недели без "давай разведется и будем жить так, детей можем зачать и без брака(детей у нас нет), что мне стоит подумать хочу ли я быть с ним и вообще кольцо - это крест на жизни мужчины в целом, муж уже не стесняется поливать говном мою маму прямо мне в лицо, особенно при разговорах на тему того, как ему было тяжело, а позиция его в финансовой  теме кардинально изменилась(если раньше, в самом начале, он мне говорил, что хочет, чтобы я вообще не работала, а сидела дома и занималась хозяйством, с чем я была в целом согласна, то сейчас он говорит, что он один и в бедности бы прекрасно жил, так бы было, наверное, лучше. А я вот сижу и думаю обратиться к семейному психологу, чтобы исправить наши взаимоотношения, все ещё чувствую, что мы те же родственные души, которыми были в начале наших отношений, что моя любовь не угасла, но уже и не знаю смогу ли выдержать. Как быть, кто-нибудь, помогите, пожалуйста.
Усенова Вероника

Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Добрый вечер, Кристина. Спасибо вам за вопрос и за такое подробное описание ситуации.
Вы спрашиваете как быть ? И тут хотелось бы уточнить, как быть с чем именно? С тем, чтобы выдерживать неопределённость касаемо есть ли взаимные чувства у вашего мужа? Чтобы выдерживать проблемы со здоровьем мужа? Чтобы выдерживать конфликт между мамой и мужем? Чтобы выдерживать то, что нет поддержки?
Ещё я обратила внимание, что вы так подробно описали ситуацию, но вы совсем ничего не сказали о своих чувствах. Как вам быть в этих отношениях? Что для вас значат ваши отношения? Как вам находится во всей этой истории?
Чем наполнены ваши отношения с мужем помимо тех проблем, которые вы описали?
Вы пишите, что думаете обратиться к психологу, чтобы исправить ваши взаимоотношения. Что вы имеете ввиду?что именно вам бы хотелось исправить?
Георгиевская Екатерина
Психолог
г. Москва
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина! Много эмоций и вопросов вызвала у меня Ваша история. Много мыслей о смешении ролей между Вами, мужем и Вашей мамой. Как бы странно это ни звучало, но в первую очередь Вам стоит позаботиться о себе - надеть кислородную маску на себя - и разобраться во всей ситуации именно относительно Вас. Вы много сил тратите на спасение отношений с мужем, на борьбу с мамой. Но всё это напоминает басню «Лебедь, рак и щука». Я бы рекомендовала именно Вам подумать именно о себе, с помощью психолога расставить приоритеты.
Кристина
Пользователь
Ответ для: Усенова Вероника
Как выдержать конфликт между мужем и мамой и отсутствие поддержки с его стороны? Я вижу, он старается, время от времени баловать меня мелочами, а большего я сейчас и не жду. Мелочи: сюрпризом купленный чупа-чупс или ещё какая-то вкусность, бывает сюрпризом принесет домой цветы. Но я всё ещё жду крепкой финансовой опоры, может я зря жду? Я в какой-то момент перестала понимать свои чувства: я и должна бы где-то его побранить, что делаю периодически со спокойной интонацией, но с другой стороны ему сейчас потяжелее, чем многим и мне кажется, если я его отругаю, то постепенно превращусь в сварливую тётку, коей быть не хочу. Что для меня эти отношения? Мы стараемся, вдвоём, проводим совместные вечера, вне дома (рыбалка, кафе, кино. Но каждый вечер сводится к угрюмому лицу мужа и разговору о том, как ему испортила жизнь моя мама. Я вижу, что у нас трудности, но как свести их на нет, как успокоить нервное отношение мужа к моей маме? Я вижу в этом корень наших проблем. Наши отношения, вне подобных разговоров наполнены любовью, мы словно тонем друг в друге, как мне кажется, мы до сих пор получаем удовольствие от совместного лежания на диване в обнимку вдвоём (вернее втроём, у нас есть кот).
Кристина
Пользователь
Ответ для: Георгиевская Екатерина
Спасибо за Ваш совет. Я пытаюсь разобраться с тем, чего хочу именно я и, последнее время, у меня немного получается. Подскажите, как часто к Вам обращаются с похожими треугольниками? За какое время, как Вам кажется, я смогу перейти от самопознания к решению проблемы?
Георгиевская Екатерина
Психолог
г. Москва
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Кристина
Основные запросы на терапию это как правило «крик о помощи себе». Подобные треугольники, как Вы говорите, возникают именно, когда человек тратит свою энергию на других. Помогать надо из избытка. Что касательно длительности терапии, то это всегда очень индивидуально.
Так же хотела добавить, что как бы странно это ни звучало, но помочь своему мужу Вы лучше всего сможете тогда, когда дадите ему возможность самому себе помочь. А уменьшить конфликты с мамой сможете тогда, когда сами ощутите в себе ответственность за свои решения и поступки.
Селицкий Владислав
Психотерапевт
г. Гомель
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина. Прежде чем решать вопросы состоятельности вашего брака, вам стоит обратить внимание на душевное здоровье вашего мужа, который судя по описанию, переносит психотические состояния, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями и изменением ясности сознания. Такие состояния могут быть самостоятельными или являться реакцией на приём противотуберкулезных препаратов. Рекомендую вам немедленно обратится к лнчащему врачу вашего мужа за комментариями с последующей консультацией врача-психиатра. При ухудшении состояния можете вызвать психиатрическую бригаду. В этом состоянии ваш муж может быть опасен для себя и окружающих. Будьте осторожны
Консультации и помощь в преодолении депрессии, панических атак, тревоги, фобий, стресса, психосоматики, игромании, алкогольной зависимости.+375296699972 (Viber, WhatsApp, Telegram)
Кристина
Пользователь
Ответ для: Селицкий Владислав
Спасибо за Ваш ответ! галлюцинации и бред давно покинули моего мужа, с момента, как мы вернулись с ним вместе домой, это была реакция на прием противотуберкулёзных препаратов, подкреплённая нестабильной политической ситуацией, лечащий врач в курсе, и видел это состояние наглядно при личной встрече. На данный момент, в псих-бригаде и враче-психиатре нет необходимости. Остались только натянутые отношения между мной, мужем и моей мамой.
Селицкий Владислав
Психотерапевт
г. Гомель
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Кристина
Я понял вас. Тогда вы правы- пришло время решать проблемы взаимоотношений с самой собой и с миром