Состояние после смерти мужа…. - консультация психолога

Здравствуйте,как бороться с тем,что я 3 месяца назад потеряла мужа,который скоропостижно умер.. Я осталась одна в 4 х стенах...жить не хочется,апатия ко всему,депрессия,не вижу никакого смысла в этой жизни...состояние ужасное...как мне хоть как то восстановить силы и вернуться к нормальной жизни?
Татьяна Тимошина

Психолог
г. Подольск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Юлия
Добрый день. Смерть супруга - это горе. А скоропостижная - горе отягощенное. Вам тяжело, конечно. Главное, чтоб в это время было к кому обратиться. С кем поговорить. Кому Вас поддержать. Соседи, знакомые, какие-то организации, где Вы будете не одна, я не знаю, что там у Вас в городе есть какие муниципальные центры и клубы. Дома еще все напоминает о нем.
Горевание имеет различные этапы, от отрицания и шока, острых переживаний, до депрессии и потом - постепенного восстановления. Т.е. по идее 3-6 месяцев после смерти - это период острых переживаний, затем - депрессия. Как понимаю, Вы прошли уже этап острого переживания и теперь Вас захлестнула депрессия. Бывает, что эти периоды меняются местами. Т.е. у Вас все идет по классике - а значит - все поэтапно, и пройдет, конечно, и этот период. И Вы - восстановитесь для новой жизни. Просто не так скоро. Мысли о смерти и зачем Вам жить - это одна из составляющих депрессии. При ней человек ничего не хочет, его ничто не радует, ни мир вокруг, ни он сам себя. Будущего, кажется, нет и быть не может. Мир серый и тоскливый. А мотивации и что-то делать сил нет. Также могут нарушиться сон и аппетит. Это все так у Вас? Все про Вас?
Потеря близкого, супруга - это самая сильная потеря. Она быстро не проходит. Через это миллионы людей уже проходили и будут проходить следующие. Это просто такой закон жизни. Горевать по умершему. Со всеми периодами и периодом восстановления в том числе и длится это где-то год в среднем. Т.е. дальше Вам будет все легче и легче.
Если депрессия на станет проходить естественным образом, как этап горевания - обратитесь к специалисту. Депрессии лечат психотерапевты и психиатры. Больше никто. Психиатры - есть бесплатные по месту жительства в психоневрологическом диспансере. Дело в том, что при депрессии меняется химический состав и структура мозга (это все обратимо), и мысли о смерти текут автоматически, в т.ч.. При приеме препаратов, что выпишет врач - этот хим. состав и структура восстанавливаются, и человеку становится легче. Мысли о смерти отходят. Идет восстановление.
При потере близкого человека, у нас еще теряется и наша жизнь привычная со всеми ее укладом и привычками что касается двоих. Т.е. еще идет горевание по той жизни, которую не можете вести сами. Значит - надо по возможности дать организму и психике привычные для него режим и занятия, чтоб не травмировать еще больше. И, вместе с тем, постепенно привносить в свою жизнь что-то новое. Для себя одного. Т.е. привносите потихоньку что-то лично для себя. Дальше я напишу об этом.
При смерти близкого у человека может не совсем хватать внутренних ресурсов, чтоб более-мнее все это пережить. И тогда ресурсы надо брать извне - в себя - это называется интериоризация.
.. Попробуйте как то освежить обстановку, поэтому. Потихоньку. Не спеша. Потом - вплоть до смены обоев, перестановки. Заиграет по-новому пространство -заиграет и душа внутри. Только не торопитесь. Горе надо перегоревать. Все по шажкам. Попробуйте составить себе список - что Вы поменяете на этой неделе, что - потом. Душа начнет тоже потихоньку оживать. Т.е. оставляйте себе право и место и время и на горевание и на мааааленькое поначалу преобразование. Потом горе и преобразования будут меняться местами по кол-ву времени и сил. В конце-концов Вы отпустите свою утрату. Станете жить своей жизнью, просто с памятью о муже. У Вас еще обстановка дома - все напоминает о нем. Поэтому - Попробуйте потихоньку ее менять. Сначала - какую-то салфеточку. Потом - кружку. Потому покрупней - шторы, например. Т.е. обновите свое пространство. Преобразуйте его. НО - постепенно
Напишите своему мужу письмо . Где опишите всю свою жизнь с ним, как Вам было хорошо. За что Вы ему благодарны. А за что на него сердились. Что в нем нравилось. А что - нет. И что, по его завету - а я уверена, что он бы завещал бы Вам быть счастливой - так вот что по его завету Вы б начали делать для себя. Как Вам будет хорошо. Именно Вам. И каким запомнили Вы его. И как будете это завет его выполнять.
Цикл семьи начинается с моно - одного человека. Его готовности к семейной жизни. Затем встречаются двое - и уже цикл диады. Потом идут дети - тоже циклы свои. Когда дети вырастают и "улетают" - то получается эффект пустого гнезда.
Когда умирает один из супругов - то как бы цикл семьи завершает свой круг - возвращается к моно. Одному человеку.
Представьте, что Вы - снова в начале пути, а не в конце его. Что Вы снова готовитесь к новой жизни. Я думаю, что Ваш муж этого хотел бы. Чтоб Вы снова стали жить и радоваться чему-то. Потихоньку, т.к. горевание еще не прошло. НО начните вспоминать свои желания тогда в молодости - может что-то не осуществилось и самое время этим заняться.
Может о чем-то давно мечтали, да все было не до этого. Т.е. начните привыкать хотеть что-то именно от себя. И для себя.
В каждом городе есть по идее муниципальный центр помощи населению - там психолог работает бесплатно.
Если Вы сами не будете как следует справляться - он будет Вас сопровождать на каждой стадии горя. Если есть средства - наймите частного специалиста. Вам хотя бы выговариваться поначалу. Чтоб не одной в 4 стенах. Потом будет полегче. Вы станете потихоньку возрождаться к жизни. Обязательно.
Помощь очно и онлайн, стоимость в профиле - . пишите в WhatsApp +79853315054
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Юлия! Искренне сопереживаю Вашей утрате... Вряд ли Вы сможете отпустить эту боль, со временем она может стать меньше, менее острой, но всё равно будет лежать на Вашем сердце.
Вам предстоит долгий путь принятия и смирения - принять то, что Вы не могли изменить, принять то, что мужа нет, принять своё чувство беспомощности и бессилия, опустошенности и боль. Вы не сможете забыть его, это и не нужно. Вам важно оставить внутри себя то тепло, любовь и добро, которое нес Вам он, чтобы память о нём была не омрачена горем и болью. И он был внутри Вас и остался.
Подумайте, муж любил Вас и чтобы Вам смог оставить он со своим уходом? Вряд ли черную боль и горе, вряд ли бы он хотел, чтобы Вы страдали. Он оставляет с Вами любовь и тепло. А Вам важно сохранить это внутри себя.
Но пока Вам предстоит пережить боль утраты, гнев, разочарование, опустошенность и только после этого будет постепенно приходить принятие и Вы сможете в уголке своего сердца, своей души оставить его образ, который будет освещать Вам путь и всегда останется с Вами! А Вы будете жить и он будет внутри Вас видеть мир через Вас, оставляя Вас своё тепло.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Смирнов Михаил
Психотерапевт
г. Тюмень
Юнгианский анализ
Ответ для: Юлия
ВСе возможно, Вы естественным образом переживаете потерю близкого и родного сердцу человека. Работа с потерей имеет свои особенности. Готов, если хотите. Потребуется три встречи с переодичностью раз в неделю.
Юлия Веретянникова
Психолог
г. Сызрань
Личностно-центрированная терапия
Юлия, я искренне сопереживаю вашему горю. Действительно, с уходом близкого человека ваша жизнь теряет прежние ориентиры и краски. Не корите себя за апатию и депрессию! Это понятно в вашей ситуации. Всему нужно дать время. Вашим чувствам тоже нужно излиться и пройти определенную трансформацию, чтобы вы снова могли жить и радоваться.
Будет здорово, если рядом с вами есть круг близких людей или у вас будет психологическая поддержка специалиста (желательно очно, вам сейчас особенно нужно физическое присутствие людей)
Юлия Вер.
Наганов Павел
Психолог
г. Тольятти
Телесно-ориентированная терапия
Здравствуйте Юлия! В свою очередь искренне вам соболезную! Можно долго говорить на эти темы, с целью облегчить ваше состояние, но порой утешения работают как меха для раздувания углей. В этом случае действительно нужна помощь и она заключается не в утешениях и советах, а конкретной работе. Чтобы продолжить полноценно жить стоит приобрести определенные знания и ресурсы. Инструментами и методиками, для получения которых, должен обладать специалист. Если вы хотите, предлагаю вам бесплатную консультацию и проработку в течении 60 мин. По телефону или интернету (онлайн). Звонок тоже за мой счёт.