Страдаю от социофобии - консультация психолога

Здравствуйте, мне 16 лет и я боюсь людей, особенно сверстников. Началось это около года назад, и с каждым днём становится все хуже. Боюсь сказать что-то в классе, боюсь оценки окружающих. Я все понимаю, но страх не уходит. Я боюсь общаться с людьми, поэтому у меня совсем нет друзей, мне одиноко. Морально устала. Помогите!
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Саша! Вы сами поставили себе диагноз? Социофобия — это расстройство, при котором человек испытывает тревогу, когда на него обращают внимание окружающие, или, когда он предполагает, что его могут критиковать. В большинстве случаев это расстройство проявляется в школе, когда нужно рассказывать стихи или отвечать у доски. Однако Вы называете это страхом, а страх людей (антропофобия) - это несколько другое состояние, более тяжелое, это форма социальной фобии, вид социального невроза, и одно из очень навязчивых состояний, не проходящих даже в одиночестве, без каких-либо угроз.
Если Вы боитесь что-то сказать, боитесь того, что Вас осудят - это признаки неуверенности и низкой самооценки, которое присуще более половине подростков. Причин много, назову, чтобы Вы понимали, главные - подростковый период в психологии - это время, когда происходит важный процесс социализации вообще и осознания значимости собственной личности. Время больших физических перемен. Гормональный фон нестабильный, что влияет на общее состояние, ведь наш организм - это целиком химические процессы.
Вы говорите, что началось это год назад, что тогда произошло? Потому что вторая причина неуверенности в себе и болезненного восприятия критики - это какой-то негативный момент, который Вам пришлось пережить, а отрицательные эмоции заякорили состояние. Еще одна причина - неблагополучная обстановка в семье. Очень надеюсь, что Ваша семья поддерживает Вас.
Итак, люди не рождаются уверенными или неуверенными. Если такой состояние мешает и вгоняет в тоску, нужно поработать с психологом. Это довольно легко корректируется, поговорите со старшими, назначьте несколько сеансов у специалиста.
Что можно сделать прямо сейчас:
1. Упражнение "Зеркало": встаньте перед зеркалом, громко и четко говорите (к примеру, стихотворение), запоминайте, как звучит Вас голос, как Вы двигаетесь, как выглядите. Вскоре, после нескольких таких упражнений, Ваш мозг поймет, как на самом деле Вы "звучите во вне" и станет привыкать к этому образу. Фокус в том, что мы не знаем, как выглядим в глазах других, но хотим нравиться, а видя перед собой человека (пусть даже себя), подсознательно мозг не понимает, что это Вы, а воспринимает образ в зеркале, как собеседника и вырабатывает ту самую смелость.
2. Прием "7 шагов": начните с малого - например, скажите свое мнение по какому-то поводу, посмотрите на реакцию окружающих, что происходит. Кто-то не обратит внимание, кто-то кивнет, кто-то поддержит "Да! Точно!", может, кто-то не особо воспитанный даже посмеется. И тут самое главное - отметить, что реакции у всех будут разные. А это значит, что невозможно угодить и понравиться всем, будут несогласные. Представьте себе, и у взрослых все то же самое. И так, дальше 2 и 3 шаги и так далее. Выходите из этой ракушки и пробуйте делать что-то маленькое, но на глазах других. Вскоре, выброс кортизола - гормона стресса уменьшится, и станет легче.
3. Очень здорово помогают курсы вокала, вот прям, рекомендую. Долго объяснять, но неуверенность и страхи, как рукой снимет, и уже после 1-2 занятий Вы почувствуете, как это здорово.
4. У Вас есть хобби, в котором Вы особенно хороши, попросите близких прорекламировать Вас, похвалить Вас другим людям (например, Вы рисуете, или плетете браслетики). Пусть Ваши близкие расскажут вживую или в соцсетях, какая Вы молодец в этом! Это будет повод подойти к Вам сверстникам, а Вам повод - похвалиться в чем-то, в чем не будет никаких сомнений.
Саша, то, что вы испытываете, нормально для подростка, да и для взрослого тоже. Если нужна помощь, обращайтесь. Всем сердцем верю, у Вас все получится!
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Саша
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Благодарю за ответ!