Страх одиночества, но при этом страх близости - консультация психолога

Здравствуйте! Год назад я вышла из 13-летних отношений (начали встречаться подростками, сейчас мне 31). За все время это были мои единственные отношения, отношения были близкие и теплые, но изжили себя и перешли в «сожительство» под одной крышей, и у каждого свои интересы и свои друзья.
Сейчас, спустя год одиночества, понимаю, что вроде уже готова к новым отношениям, но при этом присутствует страх. Какие-то свидания и знакомства все только усугубляют, потому что мне абсолютно никто не нравится. Несколько молодых людей вели себя не адекватно, писали мне грубости и оскорбления, что я старая, что останусь одна, что я слишком многого хочу. Некоторые мужчины наоборот были слишком навязчивые и чуть ли не предлагали съехаться после 1 встречи за чашкой кофе. Что тоже не адекватно. Удачных свиданий не было, не знаю почему. Никто мне не нравится совершенно.
Я не хочу многого, хочу человека, с которым не нужно притворяться, как-то манипулировать, как делают некоторые мои подруги, можно быть открытой, доверять, понимать друг друга и заботиться. Путешествовать вместе и иметь хоть какой-то общий интерес. В итоге, после таких свиданий часто думаю, что буду одна всегда. И это меня пугает. Но больше пугает связать себя отношениями не с тем человеком, ошибиться, и потерять 1-3 года или сколько-то ещё. Получается, что и одиночество пугает, но при этом и страшно, что человек будет вначале нормальный адекватный, а потом окажется абъюзером или просто раскроет какое-то качество свое передо мной, которое мне координально не подходит, а на берегу будет себя вести/говорить иначе. А время-то потрачено… Что можно почитать на эту тему? Какие вопросы себе задать? Какие практики можно сделать?
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Нелли!
Возможно, Вы выбираете мужчин, которые не выбирают Вас, т.к. боитесь отношений по каким-то причинам — нужно разбираться. Или мужчины выбирают Вас, а Вы их нет, потому что боитесь серьёзных отношений, есть страхи, переживания, возможно, Вы боитесь показать себя настоящую, боитесь, что Вы не сможете понравиться и от Вас уйдут.
Необходимо разбираться, почему Вы не можете встретить мужчину и какого мужчину Вы хотите встретить. Вы боитесь, что Вас бросят, оставят одну, Вы боитесь раскрыться и довериться? Вы боитесь привязаться к мужчине и стать уязвимой?
Какие были отношения у Вас с родителями? Какие были отношения между родителями? Определённый родительский сценарий играет роль, важно понимать, как мама относилась к мужчинам в течение жизни, как о них отзывалась. Возможно, Вы слышали, что мужчины врут, они все бросают, и Вы приняли эти убеждения. Ведь перед глазами были примеры реальных людей, которые Вам об этом говорили. Необходимо разобраться в Ваших убеждениях и родительском сценарии. Важно понимать, как папа относился к женщинам. Нужно понимать всю ситуацию в целом.
Возможно, предыдущие отношения повлияли на Вас. Вы обращались к психологу?
Цитата: хочу человека, с которым не нужно притворяться, как-то манипулировать, как делают некоторые мои подруги, можно быть открытой, доверять, понимать друг друга и заботиться. Путешествовать вместе и иметь хоть какой-то общий интерес.
А какие у Вас интересы? Вы ищите мужчину по интересам? Какой конкретно должен быть человек и какие у него должны быть интересы?
Все мужчины разные, Вы хотите отношений, хотите встретить свою любовь — это нормально. Никто не заставляет Вас сразу вступать в отношения, общайтесь с мужчиной, узнавайте друг друга, гуляйте, проводите время вместе, а уже после Вы определите для себя, подходит Вам мужчина или нет, готовы ли Вы к отношениям с ним или нет. Смотрите на поступки мужчины, на то, как он ведёт себя с Вами, сразу проводите личные границы, говорите, как можно с Вами поступать, что для Вас приемлемо в отношениях, а что точно нет. Не умалчивайте, если Вас что-то не устраивает, т.к. проблема не решится сама собой, важно ее решить, проговорить с мужчиной «здесь и сейчас». Если мужчина захочет с Вами отношений, он будет согласен общаться с Вами и узнавать Вас, как личность. Если он будет не готов — делайте выводы о мужчине. Не страшно остаться одной, сложнее быть с тем, кто Вам не подходит.
Чтобы Вам было комфортно наедине с собой нужно перестать зависеть от других людей, от того, что кто-то Вас должен сделать счастливее, веселее, только Вы в ответе за своё счастье. С другими Вам должно быть ещё лучше, но не должно быть так, чтобы другой был в ответе за Ваше счастье. Подумайте в этом направлении. Найдите подруг, которые также нуждаются в общении с Вами не меньше, чем Вы с ними. Если кто-то не хочет с Вами общаться - их выбор, а Вы продолжайте новые поиски. Окружайте себя теми людьми, которые дарят Вам хорошее настроение. Вы выбираете своё окружение!
Проанализируйте, что Вас радует в течение дня, какие события происходит позитивные. Все эти события Вы можете написать в своём дневнике (который Вы заведёте). Напишите цветной ручкой (любимый Ваш цвет), можно обычной ручкой, следующее: "Хорошие события, которые произошли в конце каждого дня (ассоциация цвета зависит от вашего желания):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Также не забывайте радовать себя. Важно начать принимать себя, любить себя. Купите себе в цветочном магазине розу, купите себе красивую кружку, кофточку, статуэтку, т.е. то, что Вас будет радовать.
Попробуйте найти себя. Начните активно интересоваться чем-то новым. Это может быть хобби, увлечения, помощь животным, можно завести себе домашнее животное (если Вы на это готовы), можно начать рисовать, лепить и т.д. Начните изучать себя. Подумайте, что Вам нравится.
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Нелли
Добрый день, Нелли!
Скажите, где вы знакомитесь с мужчинами - на сайте знакомств? К сожалению, по практике могу сказать, что там очень часто буквально "прописаны" (то есть сидят постоянно) не вполне адекватные мужчины, которые ждут, простите, быстрых и ни к чему их не обязывающих отношений. Есть даже специальные сообщества (например, "Шпионка" в Телеграме), где описаны опасные приемы, которые используют такие мужчины. Вот такие мужчины и пишут, что вы "старая и многого хотите" (от злости, что вы как рыбка сорвались у них с крючка) или напротив форсируют события. В обоих случаях мужчины видят в женщине не субъекта, а объект, ресурс. Конечно, никакого конструктива с такими "экземплярами" не выйдет.
Ваши желания совершенно логичны. Только не думали ли вы, что ищете мужчин "не там"? Например, человека, имеющего схожие с вами интересы, можно скорее встретить на форуме по интересам?
Признаки, по которым можно распознать абьюзера до перехода к близким отношениям, я описываю на своем профессиональном сайте (ссылка у меня в профиле) в разделе "Книги и статьи", статья "Абьюз с первого взгляда", при желании можете прочитать.
И наконец главное - ваш страх. Как бы вы сказали, чего конкретно вы боитесь, оставаясь в одиночестве?
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Нелли
Здравствуйте, Нелли! Для начала расставание нужно проработать, пусть оно и было мирным, тихим и без абьюза. Расставание, пусть уже и с "соседом", а не любимым, все-равно сильный стресс. Нужно будет обсудить, что хорошего было в вашей паре, что вы получали в тех отношениях, какие свои таланты, стороны могли раскрывать, а какие нет. Чего не хватало? А почему сейчас особенно скучаете? Кто был инициатором разрыва? Когда именно прошла любовь? А не было ли там обиды, пусть и подавленной? Как сложилась жизнь у бывшего? Общаетесь ли еще? А второе- это отработать ваши страхи и слова-триггеры. Да, на сайтах масса неадекватных людей, там есть и хорошие мужчины и много, но неадекваты всегда активны, имеют супер самооценку и всегда пишут=) поэтому придется проплыть сквозь болото, что встретить подходящего себе парня. Сами знаете. Но каждый раз, когда кто-то вам скажет про одиночество, старость, возраст, котов=), принцев и тд, вам будет больно, мотивация упадет, самооценка разрушится. Каждый раз. Потому что эти слова- триггеры ваших страхов. Нужно их обезвредить. Для этого нужно заняться самоанализом при помощи опросника (психолог составит после первой консультации на основе полученной из беседы информации) и делать много интересных, и порой даже забавных, но очень эффективных упражнений. Нужно обезвредить триггеры+ освободить все подавленные эмоции. Работа над такой темой предполагает много домашних заданий, писать, отвечать на вопросы, рефлексировать, думать. Интересно все это! И полезно. Я работаю так: консультации онлайн+ общение в мессенджерах + домашние задания и их обсуждения. Это и эффективно, т дает ощущение клиенту, что я не один остался со всеми своими мыслями, страхами, эмоциями. ТАкое полноценное сопровождение. Если есть возможность и желание проработать со мной вашу ситуацию, то пишите здесь в чат, или лучше напрямую на почту или в ватсапп. Контакты и условия работы на страничке указаны, как и информация обо мне как о профессиональном психологе. Всего доброго! Пишите=)
С уважением, Анна Михайловна Савина E-mail: savina.moscow@gmail.com Можете написать мне на почту все свои вопросы.
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Нелли
Добрый день!
Чтобы строить полноценные здоровые и счастливые отношения важно самой быть самоценной и самодостаточной личностью. Описанные Вами ситуации говорят о том, что Вы не умеете выбирать достойных избранников, к сожалению и не любите себя здоровым образом. Люди ведут себя так, как Вы им то позволяете и только. Также нет понимания сути отношений, поскольку 13 лет находиться в отношениях по сути не строя их, а отдаляясь и не создав пары - это признак опять-таки непонимания себя в том числе.
Когда Вы говорите, что не хотите многого, Вы снова обесцениваете себя и свою личность. Хотеть многого не плохо, и в отношениях важно хотеть счастья, полноценного и настоящего. Просто быть с хорошим человеком - не вариант. В отношениях, когда нет полноценного счастья, у женщины начинается психосоматика, апатия, депрессия.
На данный момент Вам надо поработать над восстановлением любви к себе и пониманием себя, знакомству с собой если хотите. Без этого не удастся построить полноценных отношений с достойным избранником.
Отношения стоит строить только на взимной любви. Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как отдыхать, как поощрять себя и т.д.) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, больше негативное. Эта часть любви отвечает за воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится, ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер или друг действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Также знакомясь в интернете (а судя по всему Вы там знакомитесь) надо соблюдать правила безопасности и уметь отсеивать тех, кто не подходит и неадекватен. Подробно об этом читайте в моей статье где я собрала Лайфхаки для женщин, которые знакомятся на Сайтах знакомств (1 и 2 часть) здесь - https://psyh.info/article/psihologiya-otnoshenij/klub-neudachnikov-ili-jarmarka-tshheslavija-chast-1-ja.html
и здесь
https://psyh.info/article/psihologiya-otnoshenij/klub-neudachnikov-ili-jarmarka-tshheslavija-chast-2-ja.html
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно и когда были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это можно сделать на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно!)
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог