помогите, пожалуйста, у меня проблемы с самооценкой - консультация психолога

что делать, если у меня низкая самооценка?? например, я не могу адекватно воспринимать комплименты и просто позитивные слова, сказанные по отношению ко мне. мне кажется, что люди врут мне, говоря о том, что я, допустим, красивая. не могу спокойно принимать подарки, даже совсем небольшие, у меня остаётся чувство вины, мне стыдно. мне кажется, что я не заслужила многих вещей.
часто бывает такое, что я мучаю себя вопросами "а вдруг они не хотят со мной дружить??" "может они хотят меня бросить??" и т. д. часто кажется, что я навязываюсь.
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Стася! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: стася
Стася, расскажите о себе больше, сколько Вам лет, как давно Вы стали это за собой замечать, чем занимаетесь по жизни? Что Вам нравится, а что нет?
стася
Пользователь
Ответ для: Лидия
здравствуйте, мне 17 лет, учусь в институте на дизайнера, люблю шить, рисую, читаю. замечать это стала где-то полгода назад, наверное. с родителями особо не пыталась говорить на эту тему, потому что видимся редко, у них свои семьи, дети, они вечно заняты. мама просто говорила: "не выдумывай, хватит прибедняться", но сказать легко, а как исправить - не знаю.