Теряю смысл, мотивацию, интерес и, кажется, саму жизнь. - консультация психолога

Доброго времени суток. Мне 22 года, в данный момент получаю высшее образование, с которым у меня нет проблем. В 20 лет я потеряла отца и увидела на его примере, что такое потерять цель, мотивацию в жизни. Моя мать проживает каждый день в году, как   «день сурка» и ее все устраивает.  Проблемы, которые я могу выделить: 1) Низкая самооценка мешает реализовать себя. 2) Во мне борется «два человека». Один мечтает оставаться в комфорте и тихо умереть, второй же врывается в жизнь в виде истерии, бесконтрольного плача, тревоги, которые возникают из-за того,  я не могу себя реализовать, я - никто, хотя и кажется, что, может, я чего-то стою и виновата сама, что не могу сдвинуться с места. 3) С каждым днём мир становится для меня все ужаснее, злее и мрачнее, при этом я начинаю впитывать весь негатив, который происходит вокруг меня и каждый день его вспоминать и проживать его снова и снова. Мне не нравится эта жизнь. 4) Я не помню, когда я действительно радовалась хоть чему-то, ощущение, что радость давно меня покинула, ведь даже воспоминания, имеющие положительную окраску, вспоминаются все реже и реже, живу я прошлым и воспоминаниями, что меня нервируют. 5) Меня не интересуют отношения с молодыми людьми, считаю, что одиночество лучше, потому что я не буду сталкиваться ни с какими проблемами, да и кому я такая нужна, со своими психозами и комплексами. О семье речи вообще не может быть. 6)  Каждый день мое соматическое состояние усугубляется, меня словно «переламывает» (ломит тело) каждую ночь, также со сном есть проблемы, паника и тревога не дают заснуть, если мне кажется, что у меня могут возникнуть трудности в на следующий день.
7) По любой ситуации возникает паническое состояние, которое мне сложно контролировать, любые, даже сложности, с которыми я могу справиться  вызывают стресс.
8) Начала переедать, во время еды частые приступы плача. 9) Жизнь начинает терять смысл, желание куда-то выйти и начать что-то делать заканчивается фразой «зачем, все равно ничего не выйдет, нет смысла» 10)  Раньше была заинтересован в образовании, в своей специальности, однако понимаю уровень, что нам дают в университете, кажется, что я никогда не стану специалистом, что безусловно пугает, ведь это убивает во мне интерес, мотив и появляются страхи насчёт своего будущего. Также кажется, что я упустила свою возможность. 11)  Агрессивность , плаксивость, негативизм   - ведущие состояния. 12)  Иногда я ловлю себя на мысли, что мне нравится быть в состоянии печали, складывается ощущение, что я буду страдать всю жизнь,  что в другом состоянии я не могу существовать. Это страшно. 13) Перестала общаться с друзьями. Общалась раньше с друзьями постоянно, однако, с недавнего времени мне начало казаться, что  все начали идти к своей цели, улучшать себя, себя же я начала считать «грузом» для них, человеком, который не достоин их внимания, хоть никогда мне и не было сказано, что я мешаю, что я какая-то не такая, наоборот. 14) Отсутсвие целей.  Я не могу поставить себе цель, я не могу сделать шаг к действию, потому что не вижу смысла и не понимаю, где бы я хотела себя реализовать, что я могу и что мне нужно. 15)  Мазохистка. Иногда складывается ощущение, что я сама себя хочу добить. Помогите, пожалуйста, я не знаю, что мне делать и как выходить из этой ситуации, я лишь понимаю, что без специалиста я не смогу хоть как-то сдвинуться. Я   не знаю к кому мне лучше стоит обратиться из специалистов и как хоть немного улучшить своё состояние. Заранее спасибо Вам
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Кристина!
Как давно у Вас это состояние?
Вы ведь знаете, что хотите, но Вам не хватает для этого уверенности в себе, с неуверенность в себе необходимо работать. Также Вы пишите, что Вы живете прошлыми воспоминаниями. А какими именно? Какие у Вас цели были раньше? Что влияет на Ваше состояние? Ведь все не произошло просто так, на это были причины. Расскажите подробнее об этом.
Попробуйте следующие рекомендации:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями.
3. Исключите фразы «должна» на «я хочу», «я выбираю».
Если Вас беспокоит депрессивное состояние, неконтролируемое переедание, то необходимо обратиться к психотерапевту.
С психологом Вы можете работать над неуверенностью в себе, над низкой самооценкой, понять причины Вашего состояния, ведь все идет от конкретной причины, а уже после, к этой причине начинают присоединяться другие.
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Кристина
Добрый день, Кристина. Для начала нужно понять, что с Вами происходит. Сниженный фон настроения, негативные мысли о себе и о жизни наводят меня на депрессивную смптоматику.
1.явно выраженное СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ, которое может возникнуть и без видимых причин. Человек чувствует подавленность, грусть, тоску, апатию и тревогу. Один из самых характерных симптомов — неспособность получать удовольствие от жизни. То, что раньше радовало и доставляло удовольствие, теперь кажется бессмысленным и глупым. Постепенно исчезает интерес ко всему: к общению, к работе, к еде, к творчеству…Все больше человек начинает предпочитать одиночество и избегает социальных контактов. НИЧЕГО НЕ ИНТЕРЕСНО.
2.КОГНИТИВНАЯ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ (отмечается как туман в голове, трудно концентрироваться, думать, принимать решения). Появляется ощущения ватных мыслей, «пустой» головы, человек чувствует, что вдруг отупел, он не может сосредоточиться. 3.ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ (упадок сил, усталость, снижение физической активности. Становится трудно делать повседневные вещи).
и еще несколько симптомов. -нарушение сна (бессоница/либо сонливость).
-изменение аппетита (чрезмерный аппетит/либо отсутствие аппетита).
-негативное мышление, так называемая Когнитивная триада:
-негативное представление о себе: «я неудачник, никому не нужен, от меня ничего не зависит»;
-негативный взгляд на мир: «мир злой, жестокий, в этом обществе трудно выжить»;
-негативный образ будущего: будущее видится смутно или же вообще никак не представляется.
У человека в -депрессии — в настоящем пусто, в будущем всё туманно, в целом- жизнь не удалась, он ощущает свою беспомощность и бесполезность.
В состоянии депрессии, действительно, мир кажется угрожающим и сложно идти к поставленной цели. Вы уже сделали первый шаг, обратившись сюда за помощью. Я думаю, что Вам нужно определиться с выбором специалиста.
Цитата: Помогите, пожалуйста, я не знаю, что мне делать и как выходить из этой ситуации, я лишь понимаю, что без специалиста я не смогу хоть как-то сдвинуться. Я
Здесь вы правы. Знакомьтесь с анкетами, приглядывайте себе специалиста, который Вам симпатичен и вызывает доверия.
С уважением, психолог Зорина Эльвира Консультации 8-911-738-59-96 (WhatsApp, Telegram)
Кристина
Пользователь
В таком состоянии я нахожусь года 2.5 - 3. Живу воспоминаниями отнюдь не положительными, обычно вспоминаю лишь плохое, сложно отогнать эти мысли, а хорошее, словно не запоминаю (как о ошиблась неделю назад, как я ошиблась год назад, как у меня не получилось то или иное, смерть отца, путешествия в другие города, какие в этом путешествии были отрицательные моменты в ходе путешествия и другое) т.е обычно волнуют бытовые проблемы. Чтобы цели были раньше - нет, в все пыталась себя мотивировать, поставить их, но руки опускались в определённый момент, тогда и происходили обострения состояния. Сложно сказать, что влияет, любое событие может вызвать отрицательную реакцию, которую сложно контролировать, особенно с неё переключаться, если у меня не получается, то все сходит к очень печальным последствиям (плач, истерики, самообвинение, тревога) Не раз обращалась к психологам, однако безуспешно.
Кристина
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
В таком состоянии я нахожусь года 2.5 - 3. Живу воспоминаниями отнюдь не положительными, обычно вспоминаю лишь плохое, сложно отогнать эти мысли, а хорошее, словно не запоминаю (как о ошиблась неделю назад, как я ошиблась год назад, как у меня не получилось то или иное, смерть отца, путешествия в другие города, какие в этом путешествии были отрицательные моменты в ходе путешествия и другое) т.е обычно волнуют бытовые проблемы. Чтобы цели были раньше - нет, в все пыталась себя мотивировать, поставить их, но руки опускались в определённый момент, тогда и происходили обострения состояния. Сложно сказать, что влияет, любое событие может вызвать отрицательную реакцию, которую сложно контролировать, особенно с неё переключаться, если у меня не получается, то все сходит к очень печальным последствиям (плач, истерики, самообвинение, тревога). Даже сейчас отвечая вам- у меня тревога и трясутся руки. Не раз обращалась к психологам, однако безуспешно. Про рекомендации, спасибо. Обычно я просто закрываю глаза, правильно дышу, чтобы успокоить нервную система и говорю себе, что всё хорошо, всё пройдет. Но помогает не всегда, слезы беру свое вместе с тревогой.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте.
Вы были у психологов и это разовые посещения или была терапия?
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Кристина
Здравствуйте Кристина!
Верно ли ваше высказывание о том, что ваши нынешние переживания начались после смерти вашего отца. Вы пишите, что «увидела на его примере, что такое потерять цель». Не совсем понятно, о чем вы говорите, о какой цели и каким образом цели вашего отца повлияли на ваше мышление. Это ваша мельком упомянутая фраза может стать той отправной точкой, с которой, возможно, и станет распутываться ваш клубок тревожных противоречий. У вас достаточно большой список ваших тревожащих мыслей. Пытались ли вы как-то проанализировать их и начать решать по мере их сложности, сначала более лёгкие, а затем посложнее? Невозможно сразу вырваться из этого большого списка негативных переживаний, необходимо как-то отсортировать их, разложить по полочкам. А пока у вас видно, что вы ещё и ещё добавляете сейчас кажущиеся для вас неразрешимые проблемы.
Кристина
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
У нескольких была 1-2 раза(психологи не понравились, не могла им открыться). С двумя специалистами была терапия (15+ сеансов)
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Кристина
Разрешите себе ошибаться. Многие люди настолько сосредоточены на себе, что не вспомнят о том, что Вы где-то сказали "не так" или ошиблись. Ошибки - это опыт, урок, который Вам необходимо усвоить. Не стремитесь сделать все на "5".
За тревогой скрывается психологическая причина, какая-то ситуация, с которой Вы не справились, и она выходит в тревожное состояние. В какой-то момент, Вы, не смогли справиться, и Ваша психика выбрала такой способ.
Ваши эмоции не возникают просто так и на это есть причина. А причины в нерешенных вопросах и именно с этим нужно работать. Подумайте, как бы Вы могли решить проблему тем или иным образом, спокойно сядьте и обдумайте проблему. Не лишним будет написать это на листок и все возможные действия. В этот момент не зацикливайтесь на проблеме, а думайте о ее решении.
Если хотите чего-то добиться, важно понимать, для чего Вы это делаете и какой будет результат. Начинайте с маленьких целей, после переходя к большим. Вы стоит опускать руки, если что-то не получаете (это урок), в следующий раз Вы сделаете лучше, чем, как сделали в первый раз. Ставьте цель, напишите, что Вам нужно, чтобы достичь цели, а уже после начинайте идти к этой цели.
Если нет противопоказаний от врачей, Вы можете выполнять специальные упражнения для снятия тревоги, занимайте себя в течение дня чем-то, например, хобби, спорт, арт-терапия, читайте книги. Не забывайте соблюдать режим труда и отдыха.
Для того, чтобы разобраться в чем конкретно Ваша причина, необходимо проанализировать, что вызывает у Вас эти состояния. Эффективнее будет разобраться в этом с психологом/психотерапевтом на индивидуальной консультации.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Кристина
В вашей ситуации этого не достаточно. Вы описываете те ощущения, которые характерны для депрессивных состояний поэтому не исключена дополнительная возможность консультации психиатра и психодинамическая терапия, которая займет в разы больше 15+сеансов.
Кристина
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Пробовала решать проблемы от "меньшей" к "большей" с психологами, с которыми проходила терапию. Но через время возвращалось "своё" состояние. Плаксивость, тревожность и эмоциональность всегда были со мной, я достаточно боязливая и меланхолик. Вы правы, состояние очень усугубилось после смерти отца. Стоит сказать, что я вообще папина дочка, часто "проецировала" его образ жизни на свою жизнь.
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Кристина
Кристина, спасибо за развернутый ответ. Хочется Вам помочь.
Смотрите, какая ситуация: 15 сессий- это вариант краткосрочной терапии, разобраться со сложными проблемами ( в Вашем случае проблеме 3 года) и травмами за это время, к сожалению, как бы нам не хотелось не получается, увы!
Состояния, которые формировались в течение нескольких лет, невозможно за 15 сессий полностью проработать. За 15 сессий обычно удается справиться с проблемами, которые хорошо осознаются и возникли не так давно.
Есть законы психики, то, как она функционирует, в конце концов, наши защитные механизмы.
За 10-15 сессий формируется хороший контакт с терапевтом, должно "подотпускать" немного.
А почему ушли от первого терапевта?
Кристина
Пользователь
Ответ для: Зорина Эльвира
Ушла от психолога, потому что одна из ситуаций меня огорчила, мне показалось, что психолог вообще не заинтересован в моём состоянии (изначально психолог говорила, что я могу ей написать сообщение, если мне плохо, она мне ответит). Момент наступил, что я не могла остановить тревогу и начиналась паника, и я решила написать ей, однако меня проигнорировали. На сеансе же сделали вид, что ничего не произошло. После чего я закрылась и уже было сложно сделать шаг к этому специалисту, не могла переосилить себя и убедить, что этот специалист реально поможет.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Кристина! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь? Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать.
НО...Вы словно потерялись...
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные. Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания. Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление! На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя? Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались. Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя. Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас. В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Все условия, о которых договариваются психолог и клиент, называются сеттингом. (Оплата, место встречи, частота встреч, можно ли писать в перерывах между сессиями, кстати, не все специалисты на это соглашаются). Нарушение сеттинга подрывает доверие у клиента, что с Вами и произошло
Цитата: После чего я закрылась и уже было сложно сделать шаг к этому специалисту
Можно было попробовать это обсудить, но, что сделано, то сделано. В вашем случае я бы рекомендовала Вам терапию 2 раза в неделю, у Вас много материала, мне кажется, у Вас есть потребность в этом.Но, в любом случае, это мое мнение, и решать Вам.