Бойкот, буллинг, прессинг, — в общем, как травлю не назови, в итоге она будет выглядеть следующим образом.
Кучка внушаемых homo sapiens (человек разумный) объединяются под предводительством вожака министаи и демонстрируют свою «власть» над беззащитным сородичем, но по одиночке ничего особенного из себя не представляют.
Учёные до сих пор так точно и не выяснили, что движет членами этой стайки: то ли страх оказаться на месте несчастного изгоя, то ли слепое поклонение вожаку, то ли потребность быть причастным к этому сообществу или вообще к чему-либо. После многочисленных опросов участников травли исследователи выяснили, что «нападавшие» не имели личной неприязни к жертве. А вот зачинщик, наоборот, имел к ней некоторые претензии.
И сейчас каждый читающий этот текст уверен, что никогда не стал бы участвовать в буллинге, тем более в роли нападающего. Это же так жестоко! А на самом деле — всё может быть.
Каждый из нас считает, что сам принимает решения, имеет свою голову на плечах, выделяется из серой массы и не боится высказывать своё личное мнение. Но как показывают психологические эксперименты и реальная жизнь — это далеко не так.
В 1971 году режиссёром Феликсом Соболевым был снят фильм «Я и другие», в котором были показаны социально-психологические эксперименты. Валерия Мухина, советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности» была главным экспериментатором.
Она провела эксперимент под названием «ОБЕ БЕЛЫЕ».
На столе стояли две пирамидки: чёрная и белая. В эксперименте участвовали четверо детей, которым задавали вопрос о цвете пирамидок. Трое из них, по предварительной договорённости с экспериментатором, утверждали, что обе пирамидки белые. Четвёртый ребёнок, не участвовавший в сговоре, утверждал то же самое. Но когда экспериментатор просила его взять чёрную пирамидку, ребёнок успешно выполнял просьбу. Понятно, что эта была серия экспериментов с разными детьми, где неизменными условиями оставались: «подсадные утки» и «участник, не подозревавший о сговоре».
Так же подобный эксперимент был проведён и со взрослыми.
По предварительной договоренности группа людей утверждала, что обе пирамидки белые. Участник, который был не в курсе «заговора», поддерживал мнение большинства. При дальнейшем опросе признавал, что одна из пирамидок всё — таки чёрная, пояснить свой первый ответ затруднялся или придумывал отговорку.
Согласитесь, звучит абсурдно. Странная реакция взрослых и, казалось бы, адекватных людей. Ты видишь перед собой две пирамидки белого и черного цвета, но вот, все присутствующие люди говорят, что обе пирамидки белые, и ты с ними соглашаешься, вопреки здравому смыслу.
Но, справедливости ради, нужно сказать, что были и смельчаки, имевшие свою точку зрения, непостеснявшиеся её высказать, несмотря на: «а что скажет стая».
Но это всего лишь безобидный эксперимент, где участники соглашались с мнением большинства в вопросе цвета предметов. А что, если это тема регулярного коллективного издевательства над человеком, когда все, как один, усматривают в нём неприятного субъекта, начинают смеяться над ним, оказывать психологическое и физическое давление.
Как такое вообще может происходить в цивилизованном обществе, в приличном офисе, например?
По всей вероятности, истоки подобного поведения следует искать всё в том же явлении под названием «груминг», который присущ обезьянам — нашим ближайшим родственникам. Обезьяны обхаживают, заботятся больше о сильных представителях стаи, чтобы в будущем иметь от них помощь. Этолог Конрад Лоренц пришёл к такому выводу после длительных наблюдений за животными в дикой природе. Перед нами иерархия обезьяньего сообщества: вожак, более слабые сородичи, а далее ещё слабее.
Так и у людей. Если учесть, что у буллинга, прессинга, и других массовых издевательств всегда есть лидер (зачинщик, главарь) со своими приближёнными, то становится понятным, что остальные участники травли поддерживают его и его приспешников, в будущем рассчитывая на их снисхождение, милость, какую-либо поддержку.
Да, поначалу им нужно лишь посмеяться вместе с вожаком над «жертвой», далее перестать по-человечески общаться, а потом … А потом всё будет зависеть от психического состояния и фантазии вожака. Либо это будет игнорирование, либо словесные нападки, либо ещё хуже — рукоприкладство.
Можно ли предотвратить травлю? Вроде бы можно. Самое время начать говорить о самооценке и личностных границах жертвы. Что-то вроде, жертва сама нарывается, слабый человек, поэтому на него нападают. Так-то оно так, но ведь один в поле не воин, и какая бы нормальная не была у человека самооценка и полноценное психическое здоровье, он может запросто стать изгоем. Потому что, во-первых, самооценка может «плясать» от ситуации к ситуации, а, во-вторых, полноценное психическое здоровье — это что-то на грани фантастики, в природе редко встречающееся явление.
Психика, конечно, подвижна, но за изменениями окружающей действительности ей никогда не успеть. И время от времени под воздействием определенных обстоятельств мы все становимся переживательными, тревожными, и, как результат — уязвимыми. Такова жизнь.
Предотвратить травлю практически невозможно. Как правило, понимание, что творится что-то ужасное, приходит, когда неприятное общение начинает граничить с жестокостью. И не всегда людям понятно, что воцарилась настоящая травля, а не просто плохие взаимоотношения. А тут уже жертва деморализована, одинока, подавлена, не способна оценить масштабы конфликта.
Но если нельзя предотвратить, то что тогда делать, если в коллективных отношениях прессинг уже укоренился?
Главное, что нужно понять — терпеть подобное отношение не имеет смысла. В конце концов, человек — это не обезьяна, у него есть неокортекс (новый мозг), которого нет у животных. Человек не обязан находиться в «стае», где терпит унижение. У него всегда есть возможность изменить свою жизнь, благодаря своему мозгу.
О нём — то мы и будем дальше говорить.
Все люди разные, а точнее, не люди, а их мозг. Он отличается по генетическим, физиологическим, химическим, механическим и социальным показателям. Именно мозг навязывает нам «наши» симпатии и антисимпатии.
Поэтому в жизни всегда будут люди лояльные к субъекту, и те, кто будут его игнорировать, или же те, кто будут испытывать к нему неприязнь. Иногда без веской на то причины.
Ну разругалась она с этим разносчиком пиццы в пух и прах из-за ерунды, потому что он вдруг случайно ей «бывшего мужа напомнил, тот ещё гад был». А человек просто ей заказ принёс, работа такая.
Какое неприятное чувство человек вызывает у своих недоброжелателей, не всегда понятно, а потому не должно его волновать. Тем более нельзя у других людей насильно вызывать, выпрашивать, заслуживать чувства, обратные неприязни. Напрасная трата времени. И вот почему.
Давайте условно, грубо, разделим всех людей на две группы: А и Б.
К группе А отнесём людей: истинно интеллектуальных, образованных (необязательно наличие дипломов), начитанных, с запасом слов в 80000 единиц, имеющих увлечение (хобби) или несколько увлечений, исследователей, носителей научных данных, готовых к переговорам, понимающих «по-хорошему», остроумных, с чувством юмора.
К группе Б отнесём людей: псевдоинтеллектуалов (хотя зачастую и есть наличие дипломов), с запасом слов в 40000-50000, без увлечений (жизнь проходит от кухни до туалета), с научными данными не дружащих, от этого простоватых, суеверных, не идущих на компромиссы, не понимающих «по-хорошему», выясняющих отношения на повышенных тонах, с юмором «ниже пояса».
Для справки: псевдоинтеллектуалы-это особая категория современных людей. Они вроде бы знают всё и понемногу, особо не углубляясь в тему. Считают себя очень умными, так как наличие телефона с быстрым доступом к поисковой системе даёт им это ощущение.
Нейрофизиологи Анджело Маравита и Ациси Ирики провели исследование. Они изучали мозг мартышки, которая пыталась дотянуться до предмета лопаткой. Они выяснили, что мозг активно реагирует на предмет, считая его доступным, и в случае, когда обезьяна дотягивалась до него, и когда промахивалась. Так и у людей.
Наш мозг включает в «схему тела» все приспособления, которые мы используем, расширяются её границы, что фиксируют аппараты для исследования мозговой активности. Вот и наличие поблизости телефона с быстро доступной информацией даёт человеку ощущение, что это он всё знает, он умный. А ведь обладать знаниями и просто знать, где их раздобыть — это разные вещи. Такой вот самообман.
Теперь вернёмся к нашим условным группам. Как вы думаете, смогут ли найти общий язык люди из групп А и Б? Сможет человек с запасом слов в 40000 единиц точно понять, что говорит человек своими 80000? Смогут ли они найти общие темы для разговора? Смогут ли договориться и найти компромиссное решение? Смогут ли вместе смеяться над одной и той же шуткой? Смогут ли быть на «одной волне»? Возможно, но только если окажутся вдвоём на необитаемом острове, где будут вынуждены хоть как-то контактировать. В остальных случаях — не смогут.
И да, мозг у всех разный. И есть действительно умный мозг, а есть «не очень». И ничего с этим поделать нельзя. Кому-то суждено жить с любопытным и «насыщенным знаниями» мозгом, а кому-то постоянно «догонять» то, что говорят другие. Такова реальность.
Если человек из группы А попадёт в коллектив с преобладанием людей из группы Б, то ему будет некомфортно, он будет страдать от тотального непонимания. То же самое произойдёт, если человек из группы Б будет вынужден часто находиться среди большинства людей группы А. Психические расстройства обеспечены.
Понятно, что разделение на группы А и Б очень грубое, нет жёстких рамок. Главное понять то, что люди действительно разные.
Поэтому не нужно заставлять себя общаться с «чужими по духу» людьми, искать в себе недостатки, подозревать себя в «странности» или «тупости», просто нужно искать единомышленников.
Вашему МОЗГУ нужен товарищ, а не вам.
Если вам нравится дело, которым вы занимаетесь, на выходе ваша работа приносит свои плоды, вы знаете, чего хотите, но отношения с коллективом вас не устраивают, то ищите новое место. Надо будет, сменить пять рабочих мест, смените. В конце концов, люди не обезьяны, они не привязаны к своей «рабочей» стае территориально и родственно. Всегда нужно стремиться к поиску интересных вам людей, близких по духу.
На нашей планете чуть больше 8 миллиардов людей. Неужели вы думаете что какой-нибудь «твари» не достанется «пары,» а то и добрых друзей и приятных коллег?
Ни какая зарплата не заменит спокойствия нервной системы, ощущения нужности, взаимопонимания и добрых, человеческих отношений.
Этот вопрос касается и детских коллективов. Нужно будет сменить пять детских садов или школ, чтобы ребёнок чувствовал себя в «своей тарелке», значит нужно менять. Потому что в жизни есть моменты, с которыми бороться бесполезно.
«Не похоже ли это на бегство от проблем?» — спросите вы. Возможно. Но иногда лучше побегать в поисках своего места под солнцем, чем сидеть и ждать, когда лучик солнца забредёт на вашу территорию и забредёт ли вообще. Нельзя тратить время на страдания.
Потому что за свои 100 лет людям нужно многое успеть!