Нет ничего страшнее ожидания. В любой кризисной ситуации всякая ясность лучше тумана неведения.
В процессе ожидания все наши страхи выползают из подсознания и атакуют ослабленную стрессом психику. Мы боремся с хаосом в своей голове, сортируя риски по каталогам всевозможных исходов, иногда надеясь на лучшее, но чаще готовясь к худшему.
Говорят, терпение – путь к познанию, а я бы добавила, к самопознанию тоже. Сколько всего можно узнать в момент томительного ожидания: всё напускное исчезает, маски слетают, всё тайное (которое обычно только у пьяного на языке) становится явным.
Страх надвигающейся опасности, его неопределённость запускают нашу тревожность в космос, перерезают тормоза, выпуская на встречную полосу со здравым смыслом.
Сколько решений было принято в нетерпеливом напряжении, в неспособности справиться с ожиданием (-), решений судьбоносных, ломающих жизни, семьи, города.
Когда всё случилось, всегда становится легче, во всяком случае людям с тревожным типом личности. Людей спокойных и выдержанных тревожники (не путать с творожниками) раздражают, но они не специально. Тревожный тип не появляется с рождением, он формируется постепенно, начиная с подросткового возраста. Обычно такое состояние передается от других тревожных родственников (мамы, бабушки), заражая ребёнка. Вместо того, чтобы формировать у него ощущение безопасности мира («Все хорошо, я тобой; ничего плохого не случится; то, что происходит, нормально»), малышу внушают негативные установки по отношению к миру («Не ходи туда, а то случится это», «Не бегай по лужам, а то ноги промочишь и заболеешь», «Не ешь мороженое, а то горло застудишь» и т.д.).
При постоянной концентрации на негативном исходе формируется мнительный и тревожный характер. Ребёнок растёт и растёт ощущение окружающей его опасности.
Во взрослом состоянии тревожность взращивается через регулярное давление и критику, одиночество, непроработанные психотравмы, комплексы, несправедливое отношение к себе.
Люди с тревожным типом личности всегда ждут, что произойдёт что-то плохое. Это отупляет, стопорит.
Когда всё случилось, наступает ясность, а с ней и возможность думать, принимать решения, действовать.
Любая ясность лучше неведения, кроме тех случаев, когда неведение является спасительным здоровье и жизнесберегающим фактором.
Почему так происходит? Сознание не терпит пустоты. А неизвестность, отсутствие информации, и есть пустота. Наше сознание начинает заполнять эту чёрную дыру сначала всем, что лежит на поверхности, а затем забирается всё глубже и глубже, пока дыра не скроется за каким-то подобием версии, всё объясняющей или пытающейся объяснить.
Когда говорят, что кто-то что-то надумал, скорее всего, у этого кого-то не хватало информации, и он заполнил пробел, исходя из своего опыта и знаний.
Когда говорят, что вы себя накрутили, причина тому тоже нехватка информации.
Когда вы уходите из дома, проявляя свою самостоятельность и взрослость, не оставив после себя нужных данных, вы растите чужую тревожность, кормите её.
Даже если вы в ссоре с теми, от кого хотите в моменте скрыться, даже если очень злы, оставайтесь понятными, делайте известным своё место нахождения и состояние. Проявите заботу о близких хотя в этом.
Со многим можно справиться, и со страхом, с и тревожностью, и со злостью. Если только захотеть. Но никого нельзя переделать. Не добавляйте никому седых волос, морщин и рубцов на сердце.