«Мир справедлив!» или «Нет в мире справедливости!»?
Это противоречие живёт с нами из века в век, вызывая порой горячие споры. Ну… тоже занятие.
Разберем, что такое справедливость. Словари утверждают, что это понятие о должном, требование соответствия деяния и воздаяния, например, соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Забавная игра слов получается, справедливости всегда требуют («я требую справедливости!»), а сама она и есть требование, требование соответствия между тем, что человек делает и тем, что получает. Вывод: справедливость социальна, попробуйте-ка что-нибудь потребовать от природы.
Словарь Ушакова гласит: справедливость — это следование нормам или правде, непредвзятость к чему-либо или кому-либо, правильность. В одном предложении встретились «правда», которая, как известно, у каждого своя и не является истиной, «непредвзятость», которая является способностью человека критически взглянуть на любое мнение, в том числе и на своё, и «правильность», она же верность, чёткость и безошибочность. Прям лебедь, рак и щука совести человеческой.
Человек и сам очень противоречив, являясь продуктом природы и социальных отношений и субъектом исторического процесса. Может от этого и все его понятия противоречивы?..
Со справедливостью всё очень сложно: она исключительно социальна, субъективна и исторически изменчива, в новых условиях она приобретает новые качества, у неё нет абсолюта, эталонного значения и меры. В прежние времена, для примера, смертная казнь считалась справедливым наказанием за тяжкое преступление повсеместно, а сейчас во многих точках мира справедливость оперлась на гуманизм, карать преступников путём отъёма их жизней уже не считается справедливым. Теперь государство частью нашего дохода оплачивает их пожизненное содержание. Гуманно и справедливо, не так ли?
Справедливость бывает двух видов (тоже противоречащих друг другу): уравнительная, суть которой в том, что равные индивиды имеют равные права на различного рода блага и ценности (работа, зарплата, отпуск), и распределительная, основанная на принципе «каждому своё», где есть критерии. А какая из них справедливее?
Рассмотрим пример: в огороде у бабушки трудились три её внука, все разные по возрасту, телосложению, трудоспособности и отношению к бабушке (а это немаловажно). В благодарность бабушка испекла им пирожков. Как следует их распределить? По вкладу в работу (он у всех разных по скорости, объёму, качеству и затратам сил)? По старшинству? По любви к пирожкам или к бабушке? По желанию самих работников? Или всем поровну? Какое распределение будет считаться справедливым?
А вот пример субъективности понятия: на дне рождения ребёнку даётся самый большой кусок торта, он больше всех его хочет, поэтому считает это абсолютно справедливым. Одно из главных заблуждение человечества – то, что я считаю справедливым, и есть справедливость.
Люди, громко рассуждающие о жизненной справедливости, я думаю, пребывают в иллюзии о справедливости мира. Имея изначально ложную установку, они постоянно находятся в поисках этой самой справедливости, а когда не находят, тревожатся, волнуются, переживают, попадают в больницы с переутомлениями и нервными срывами. Хорошо, если под жизненной справедливостью человек имеет в виду работу причинно-следственных связей (закон бумеранга и «каков привет – таков ответ» сюда же). С таким представлениями жить спокойнее, за счёт этой определённости ниже тревожность, меньше стрессов и усталости.
В природе, за пределами человеческого мира, понятия справедливости вообще не существует, выживает сильнейший – и точка. Всё живое принимает этот закон и пребывает в гармонии с Миром. Законы природы незыблемы и неизменны, зато постижимы. Законы общества изменяемы, имеют тысячу неоднозначных трактовок и потому постижимы условно.
Для сохранения своего душевного баланса стоит воспринимать мир по возможности объективно, без поисков справедливости (ибо мы всегда ищем справедливость лично для себя, а думаем, что для всех, хотя одно может быть частью другого). Отказ от иллюзии справедливости – важный этап становления личности, её взросления и гармоничного существования. Да, мир далёк от совершенства, и воспринимать его стоит таким, каков он есть, без очарований и разочарований.