Болит живот из-за стресса - консультация психолога

У меня всегда на фоне стресса возникают боли и крутит живот. Чаще всего это происходит в людных местах.
Началось всё примерно со 2го курса университета, когда начались экзамены, я так сильно переживала, что без ношпы и валерьянки жить нормально не могла. Было так, что когда нужно куда-то выходить, сильно прихватывало живот. Так прошли все годы обучения и с каждым годом становилось хуже, я даже стала прогуливать, но всё-таки закончила. В то время я ещё сходила к гастроэнтерологу и на фгдс, ничего у меня не нашли, всё в норме.
После учебы пошла работать и там боли вроде поутихли, по крайней мере были редкими. На работе через год начался прессинг со стороны начальницы, загружала меня всем, а сама ходила на фитнес и курила каждые полчаса. Грубо говоря села на шею. Копилось моё недовольство и я уволилась, хоть сама работа мне очень нравилась, но находиться с ней рядом было уже невозможно. Тут ещё парень надавил, сказал увольняйся и займись тем, что тебе нравится, научись дизайнить(мне нравилось рисовать) и найди хорошую работу. В этой работе его ещё зарплата не устраивала, а мне вполне хватало на свои нужды. Я не сразу, но послушалась. После работы засела дома, изучала курсы дизайна, парень и родители финансово помогали. Но папа очень переживал, что я не работаю и ушла с такой хорошей должности. Часто спрашивал когда работу найду, а я говорила что выучусь на дизайнера и устроюсь. Он не хотел, чтобы я зависела от кого-то, говорил «пусть будет хоть копейка, но зато своя.»
Опять начались боли в животе, когда нужно было куда-то идти или с кем-то встретиться. Становилось хуже и хуже, сейчас я иногда даже до магазина не могу спокойно выйти, нервничаю из-за того, что «вот сейчас выйду и опять всё заболит, а что я делать буду? А вдруг рядом туалета не будет?». Чаще всего так и случалось, когда я всё-таки рисковала выходить. На дальние расстояния ехать вообще мука! Начала избегать встреч с друзьями и поездок куда-либо! Насчёт куда-то устроиться даже не думаю, боюсь.
Папы недавно не стало и всё ещё больше усугубилось. Как будто уже постоянный хронический стресс.
Самой первый серьезный случай, который я помню , случился тоже на 1м курсе - я гуляла с подругой, мы поели в кафе и разошлись. Я тут же встретилась с парнем и у меня на столько сильно всё скрутило, что я бы даже не добежала никуда. Похоже было на сильное отравление. Я попросилась к нему домой, а дома были родители и мне было очень стыдно перед ними. С тех пор я стараюсь туда не ездить и избегаю встреч с его родителями. Когда мы потом виделись, ездили вместе в деревню, ситуация повторялась, но не так сильно.
Из-за этих стрессовых болей я не могу дойти например до стоматолога, и так жутко их боюсь, а тут ещё и живот постоянно крутит. Если только со спазмолитиком и успокоительным доберусь. Так получается, что я боюсь, что у меня заболит живот и он начинает болеть и я начинаю ещё больше нервничать, уже замкнутый круг какой-то! Стараюсь себя перебарывать и выезжать хотя бы до магазина, тем более уверена, что там безопасно и есть туалет если что. Последний раз ездила по делам и нервничала, всё скрутило. Когда уже ехала домой, ничего не болело и всё было хорошо. В этот момент поняла, что дело всё-таки в нервах. Когда я спокойна, ничего не болит. Но как сохранять это спокойствие? Как не переживать? Как перестать думать о том, что вот сейчас опять всё заболит? Иногда даже дома, когда нужно прийти например сантехнику, начинаю переживать «а если вот он сейчас придёт и у меня заболит живот, что я делать буду...» доходит до какого-то маразма, я уже думаю про себя, что какая-то больная и ненормальная. Это всё длится уже лет 6 точно. Хочется как-то полноценно жить, спокойно ездить везде, путешествовать, гулять с друзьями. До университета раньше ездила гулять постоянно на другой конец города, да хоть куда и проблем с этим никогда не было. Не думала об этом вообще! А сейчас как паранойя. И ощущение, что закапываю себя всё глубже, но ничего поделать не могу. Очень нужна помощь.
Селицкий Владислав

Психотерапевт
г. Гомель
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лена
Здравствуйте, Лена. Ваши проблемы вписываются в смешанное тревожное и соматоформное расстройство. Помощь - психотерапия в сочетании с медикаментозным лечением - станет наиболее успешной. Практически постоянно приходится сталкиваться с подобными симптомами. Только лишь одна психотерапевтическая помощь может затянуть наступление ремиссии. Будьте внимательны, консультируясь у специалистов. Для начала я бы вам посоветовал консультацию врача-психотерапевта для определения дальнейшей тактики. При необходимости обращайтесь за консультацией
Консультации и помощь в преодолении депрессии, панических атак, тревоги, фобий, стресса, психосоматики, игромании, алкогольной зависимости.+375296699972 (Viber, WhatsApp, Telegram)
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Лена!
Перечисленные вами физические страдания, и те неудобства которые вы испытываете при этом, могут свидетельствовать о психологических причинах ваших болей в животе. А то, что это длится уже почти 6 лет говорит о затяжном характере вашего недуга. Помочь вам кратким советом на этом форуме несколько затруднительно. Желательна более длительная терапия на очной основе, но можно порекомендовать вам провести самостоятельно несколько сеансов по методике ДПДГ. Для этого вам понадобится прежде всего изучить этот метод, потренироваться в его применении и быть готовой использовать его при наступлении вашего критического состояния. Очень желательна также консультация врача- психотерапевта для назначения медикаментозного лечения.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Лена
Здравствуйте. Согласна, что ваши не выраженные, не осознанные эмоции обращаются в телесные симптомы и вы сделали первые шаги, пронаблюдали за собой, обратились к терапевту, провели обследование и сейчас в поиске психиатра или психотерапевта (которые консультируют очно) и дело за психотерапией. Хочу обратить ваше внимание на детские годы вашей жизни. Какие болезни были характерны для вас, какое было вскармливание у вас, кто занимался вами, доступна ли в раннем детстве была мама?
Ковтун Орест
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лена
Лена, здравствуйте! Описанное вами состояние присуще сочетанию тревожного расстройства и психосоматического расстройства. Приблизительно это проявляется следующим образом: - Мозг постоянно уделяет пристальное внимание возможным опасностям в текущих и будущих ситуациях; - Мозг посылает сигналы опасности на вегето-соматический уровень; - Тело, получая реальные и мнимые сигналы опасности от мозга "скидывает балласт" (позывы к мочеиспусканию и дефекации). Это эволюционно закрепившаяся реакция, позволившая нашим предкам выжить, налегке убегая от опасности. - Но для вас само состояние "тревожного живота" является сигналом опасности, что циклично усугубляет расстройство. Для избавления от расстройства вам необходима психотерапия (в первую очередь) и медикаментозная поддержка (во вторую очередь). С уважением, Орест Н. Ковтун
Валерия Маркова
Психолог
г. Волгоград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Елена, добрый день!
Да, здесь безусловно прямая связь между тревогой/стрессом и болью/спазмами/призывами к туалету в животе. Вы верно говорите, что сейчас это больше выглядит как замкнутый круг. Я чаще применяю термин "сценарий". В вашем сознании закрепилась логическая цепочка: нервничаю - болит живот - еще больше нервничаю.
Как с этим справиться? Коллеги могут предложить разные методы: например, гипноз или телесная терапия. Я же чаще работаю с привычками и "зацикленным" поведением.
1 шаг: найти комфортные для вас способы справляться со стрессом. Также, возможно, проговорить момент утраты вашего папы. Посмотреть а почему вообще стресс появлялся изначально? Дело в самооценке или личных границах, или страхе нового и т.д.?
2 шаг: Вам необходимо приучить свой мозг (именно мозг, так как живот реагирует на его сигналы стресса) к ощущению безопасности.
Делать это необходимо ступенчато, желательно при консультации специалиста. Например, сначала цель 1 уровня: выкинуть мусор или пройти вокруг своего дома (5-7 минут на улице). Перед этим сходите с туалет, оденьтесь по погоде и т.д. Создайте комфортные условия для прогулки. Запоминайте ощущение расслабленности и безопасности во время прогулки. Прочувствуйте и запомните эти ощущения. Также помните, что в любой момент вы можете забежать домой в туалет, поэтому поводов для беспокойства нет. Дальше вы ПОСТЕПЕННО увеличиваете расстояние и даете себе более интересные цели: сходить в магазин, съездить в гости, выступить в шоу талантов (шутка, но почему бы и нет, очень волнительно)! Каждый раз отмечайте свои успехи, а если где-то не получилось, то возвращайтесь на предыдущий "уровень".
Это позволит вам разомкнуть "адский круг" своего сценария и выработать новое поведение и новую реакцию организма: спокойствие и уверенность.
Лена
Пользователь
Ответ для: Валерия Столярова
Спасибо за ответ. Когда думаю о том, почему же я так переживаю из-за этого, приходят мысли, что боюсь опозориться, а что подумают люди, ой как стыдно, неудобно. Вот мне сейчас плохо станет, а что подумает человек рядом? Что я какая-то больная, неправильная и тд. Что можно сделать в данной ситуации? Шаг 2 я стараюсь уже применять, но вот если вдруг мне станет плохо, а я буду не рядом с домом или не будет места куда можно забежать, то что тогда можно предпринять? Как себя успокоить?
Лена
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
спасибо большое за ответ. Изучила немного методику дпдг, очень интересно и пишут, что людям правда помогает. Буду пробовать. А без медикаментов в моем случае никак не обойтись? Если так, то можете сказать пожалуйста какие препараты назначаются? Успокоительные или что-то посерьёзнее? Когда я пила курс успокоительных мне было лучше, даже от обычной валерьянки. Но когда переставала их пить, всё возвращалось на круги своя. Ещё пробовала медитации, тоже вроде как помогали. Как вы к таким методам относитесь, рекомендуете или нет? Медитации перестала делать, когда потеряла папу, всё сразу забросила. Сейчас более менее пришла в себя и думаю возобновить, но хотелось бы узнать ваше мнение.
Молодцова Светлана
Психотерапевт
г. Москва
Гештальт-терапия
Добрый день! Согласна с Вами, что для комфортного существования Вам необходимо поработать с тревогой. Вы можете обратиться к психиатру и подобрать препараты снижающие уровень тревожности. Или можете обратиться к психотерапевту и в процессе работы понять какие Ваши мысли вызывают такое состояние, поработать с ожиданиями и телесными реакциями. Возможно Ваш психотерапевт проведет диагностику и предложит Вам сочетать фармакологическое лечение с психотерапией. К сожалению не всегда получается рациональным поведением изменить иррациональные установки. Вы уже рассказали о тревоге Вашего папы и как это влияет на Вас. В раннем возрасте установки семьи ребенок принимает не осознанно. В процессе терапевтической работы Вы сможете осознать установившуюся именно у Вас связь между мыслями, эмоциями и ощущениями. Выработаете новые стереотипы поведения. С уважением, Светлана
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лена
Уважаемая Елена!
По поводу медикаментов могу вам сказать, что психолог не врач, и не может назначать вам лечение медикаментами. Однако, судя, по вашему сообщению, для улучшения своего состояния вы довольно успешно применяли валерьянку и другие успокоительные средства. Это уже говорит о том, что они эффективно помогают вам снизить существующие проблемы и вы сами способны подобрать для себя соответствующие препараты. Но, даже такие, простые общеупотребительные средства могут иметь противопоказания.
Поэтому, если у вас вызывают определённые сложности посещение психотерапевта, то вы можете спокойно посетить вашего участкового врача терапевта и попросить его подобрать вам соответствующие успокоительные, с учётом ваших запросов. Так что не стесняйтесь, пользуйтесь вполне доступными услугами наших врачей.
Теперь о медитациях. Это также довольно эффективная методика для снятия нервного напряжения. В сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением она действует на нас по нескольким каналам восприятия внешних возбуждений и способствует более глубокому расслаблению, что несомненно снимает множество дополнительных тревожных расстройств.
Вы пишите, что пробовали медитировать и также ощутили на себе её благотворное влияние, но потом, после потери папы, перестали медитировать. Попробуйте восстановить эти свои упражнения для улучшения своего состояния.
Есть ещё несколько похожих способов для снятия ваших психосоматических проблем, но по принципу минимизирования энергозатрат, вначале проще и лучше использовать более простые способы достижения результата. Так что советую вам пока применить уже известные вам, и действенные способы снятия тревожащих вас расстройств пищеварительной системы и только затем переходить к более сложным, типа ДПДГ, или других психотехник.
Лена
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Спасибо Вам за такой развёрнутый и понятный ответ, Вы мне очень помогли!
Крайцеров Борис Владимирович
Психотерапевт
г. Геленджик
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Лена
Дорогая Лена! Ознакомился с Вашей болезненной симптоматикой. Мало приятная болезненная ситуация. Это невротическое заболевание еще называют "медвежьей болезнью". У медведей во время реальной опасности возникает интенсивная дефекация. Вам импонирует совет психолога Тяпкина заняться методикой ДПДГ. Ну, что ж, методика десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ, англ. EMDR) — это метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).
Ваша история возникновения данной симптоматики нуждается в дальнейших уточнениях. Имейте в виду, что бывают не только внешние стресс-факторы, но и внутренние стресс-факторы. Они себя проявляют соответствующими невротическими проявлениями, в том числе и так называемой медвежьей болезнью. Станьте собственным психологом. Если хотите, войдите в сайт В17, найдите мою страничку, и ознакомьтесь с моими публикациями. Разберетесь в частности с понятиями внешних и внутренних стресс-факторов. Держите меня в курсе дела. А я постараюсь разобраться в истоках Ваших болезненных проявлений. Удачи Вам.
Цыцаркин Андрей
Психолог
г. Курган
Коучинг
Ответ для: Лена
Здравствуйте, Лена. Проработайте дискомфортные чувства ( тревога, страх и ТД.)со специалистом по методу Макулова, например.
Бернацкая Елена
Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Добрый день, Елена, я психоаналитик, изучаю глубоко именно психосоматическое направление. Чтобы избавиться от описанных Вами психосоматических симптомов, нужно понять их истоки, причины возникновения, проанализировать многие факторы Вашей личной истории. Могу предложить Вам терапию онлайн 1 раз в неделю, первые 3 сессии-интервью бесплатные. Напишите мне. На моей странице есть мои контакты. с уважением, Елена Бернацкая
elenabern@mail.ru @elenabern_psy
Чирьева Анастасия Сергеевна
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Здравствуйте дорогая Лена! Я очень вам сочувствую и понимаю вас! Если у вас так долго боли в животе обращались ли вы к врачам? К гастроэнтерологу к примеру. Если вы считайте что физический вы здоровы и с медицинской точки зрения проблем у вас нет наверное ваши переживания и стресс связаны с психосоматическими проявлениями о которых свидетельствуют боли в желудке. В этом случае по вашему желанию вам следует обратиться к хорошему психологу и психотерапевту который смог бы вам помочь! И которому вы бы доверяли удачи вам и сил!
C уважением Анастасия Чирьева