депрессия по поводу тяжелой болезни мужа - консультация психолога

Здравствуйте, помогите справиться с ужасным состоянием. Любимый муж почти месяц находится в реанимации без сознания после операции. Прогнозов врачи не дают. Такое состояние может быть дни и месяцы и даже годы. После операции он пережил клиническую смерть и гипоксию мозга. Но выжил, и сейчас весь организм работает стабильно, кроме сознания. Этот месяц для меня длится как 10 лет жизни. И каждый день один ответ от врачей: динамики в сознании нет. Наступает отчаяние. Реву постоянно. Спать и есть не могу. Он еще молодой. До дня операции занимался много спортом. Очень сомневался по-поводу операции, но врачи уговорили. Он для меня самый лучший на свете. Я жила за ним как за каменной стеной. У него было очень много планов. Я не могу понять, как выдержать это состояние неопределенности. Я в любом случае верю, что он вернется. Хотя в этом случае, по словам врачей, он может быть глубоким инвалидом. Хожу в церковь, хотя раньше не ходила. Постоянно с ним разговариваю. Но после разговоров с врачами просто не хочется жить. Есть дети и внуки, но они живут отдельно, у всех свои заботы. Они тоже очень переживают, но и при них я все равно постоянно реву. Помогите понять, как жить дальше. У меня ощущение постоянного страшного сна. Жизнь перевернулась в одну минуту. Не справляюсь.
Смирнов Михаил

Психотерапевт
г. Тюмень
Юнгианский анализ
Ответ для: Елена
Добрый день! Давайте разберемся с ситуацией. Я Вас очень хорошо понимаю, как профессионал, как человек, который терял родных людей. В случае потери каждый из нас проходит четыре стадии меланхолии (депрессии). 1. Непринятия происходящего, произошедшего. Человек говорит себе, что этого не может быть, почему так происходит, разве я заслужила этого. Отсюда и слезы, так как произошел выход за зону комфорта и есть разбалансировка чувств, эмоций, мыслей. 2. Веер переживаний. На этой стадии эмоции берут верх. Здесь и вина и обида, раздражительность, агрессия по поводу происходящего. Эмоции максимальны. 3. Поиск ресурсов и благодарность. Здесь человек ищет самое ценное, что было дано во время жизни с тем или иным человеком. Чему научился, какие способности и ресурсы взял от другого и благодарность за это. Через это происходит постепенное принятие происходящего и спокойное отношение. 4. Интеграция ресурсов. Привнесение и использование самого ценного, данного в жизнь. Часто происходит застревание на 1 и 2 стадии. Необходимо двигаться дальше. Во-первых, вспомнить ситуации, когда было тяжело и понять, что со временем это прошло, улеглось, безусловно оставив память. Но при воспоминаниях нет тех переживаний, которые были. Во-вторых, необходимо понять, что переживания за другого, идентификация с ним, являются не конструктивным моментом и ведут к хандре, заболеваемости. Необходимо переходить на 3 и 4 стадию, делая все, что в силах в данной ситуации. Жизнь продолжается, и мы можем помочь исходя из своих возможностей. Вспомните, что вам интересно в жизни, обязательно создайте свою магию утра (физика, медитации) и что-то для себя любимой обязательно. Научитесь дарить себе маленькие подарки. В-третьих, составьте список, чему вы научились у этого человека, какие ресурсы взяли. Начните привносить их в свою жизнь. В-четвертых. Напишите письмо прощения и благодарности этому человеку. Зачитайте его ему. А потом придумайте ритуал, что с этим письмом сделать. Очень сложно в данной ситуации давать рекомендации письменно. В рамках экологии отношения к вам, сделал это. Вы сильный человек и можете улыбаться и радоваться жизни, приняв происходящее, распланировав свое время, взяв ресурсы, привнося в свою жизнь то, что вам нравится и заботясь о себе. Так вы вместе с ним сможете преодолеть любые невзгоды.
Елена
Пользователь
Спасибо
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена! Ваш самый близкий человек, как часть Вас самой, находится в тяжёлом состоянии. Вы написали, что раньше не ходили в церковь, а теперь ходите. Вы справляетесь всеми силами с тем, что переживаете. Вы пишите, что ревёте постоянно. Это тоже нужно для Вас, так психика освобождает, выражает своё переживание этого психологически сложного этапа жизни. Можно сказать, что то, что случилось, случилось не только с Вашим мужем, это случилось с вами вместе. Вы сейчас вместе проходите через это, каждый по-своему, и не можете обсудить то, что друг с другом происходит. И Ваша и его психика работают сейчас на преодоление сложившейся ситуации. Не видно, как его психика справляется, но видно, что он переживает физически и это больно видеть. Не видно, что Вы переживаете психически, это можно только узнать по Вашим словам и Вашим слезам. Но Вы вместе в этой ситуации. Вам приходится быть в сознании за двоих. Возможно, что поэтому Вы пошли в церковь, чего раньше не делали. Сейчас Вы делаете это, ходите туда, обращаетесь к Богу за помощью. Как Вы незримо помогаете мужу своей любовью, своим участием, так и в своем обращении за помощью к Богу Вы участвуете в мощной невидимой психологической и духовной работе.
Это тяжёлое испытание для Вас лично и для вас обоих. Я пишу Вам о своем восприятии того, что у Вас случилось. Чтобы понять, как жить дальше, нужно понять, что происходит сейчас. Вы пишите: "Помогите понять, как жить дальше. У меня ощущение постоянного страшного сна. Жизнь перевернулась в одну минуту. Не справляюсь". Соглашусь, что то, что у Вас сейчас происходит, действительно напоминает сон. Сон - это власть бессознательного. Сейчас Ваш муж спит, он полностью во власти бессознательного. Он, это большая часть Вас, а значит, этот сон распространился и на Вашу жизнь, Вы можете чувствовать, что даже когда бодрствуете Вы охвачены ощущением сновидения. Бессознательное - это та часть Вашей психики, которая не попадает в сознание, то, что там происходит, не может быть осознано. Поэтому есть ощущение потери контроля над собой. Есть понимание из-за этого, из-за душевной боли и слёз, что Вы не справляетесь. Но это только ощущение. Просто Вы справляетесь непривычным Вам способом. Всё, что Вы делаете, все Ваши реакции и действия сейчас абсолютно верные. Надо плакать, надо осознавать риски. На Вас сейчас лежит сознательная работа за двоих. И Вам приходится осмысливать всё с двойными усилиями. Это тяжело. Но Вы сейчас активно вовлечены в работу своего бессознательного. А бессознательное в психике человека -это огромный ресурс. В нём мы все связаны со всеми и с природой и Богом. Доверяйте своим ощущениям, интуиции, обращайтесь в своих мыслях и чувствах к тому месту в мире, где мы все вместе, обращайтесь к Богу. Вы уже справляетесь. Разрешите себе плакать и бояться. У Вас сейчас и чувств за двоих, и слёз, и страха. Говорите своему страху " страх, я вижу тебя, ты есть", когда горюете, говорите себе: "горе, я вижу тебя, ты есть". Если Вы чувствуете, то, что чувствуете, то разрешайте себе выражать это. Называйте свои чувства, это может быть и злость и растерянность. " Злость, я вижу тебя, ты есть". Так Вы ещё глубже сможете справляться с тем, что сейчас переживаете. Если у Вас есть необходимость разговаривать с мужем, то разрешайте себе разговаривать с ним. Разрешайте себе говорить ему всё, что Вам хочется ему сказать. Это работа психики. А вы сейчас проделывает тяжёлую психическую работу.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Елена
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Надежда, спасибо. Несколько раз в день перечитываю Ваш ответ. Что то мне очень понятно, что то пытаюсь понять. Через два дня будет месяц, как длится этот кошмар. Бывают моменты, когда чувство безысходности и отчаяние берут верх над всем остальным. Разум просто отключается и я ничего не понимаю, что происходит. Потом как просыпаюсь и действительность еще ужаснее. Только во сне я теперь бываю счастлива. Муж снится почти каждую ночь, всегда веселый и здоровый. Хотя сплю очень мало и плохо. Никогда не думала, что такое может быть в нашей жизни. И еще поняла, как важна поддержка и добрые слова в таких ситуациях. Спасибо.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Спасибо, Елена, за Ваш ответ! Мне тоже было важно его получить. Наверное, я сложно написала. Слово бессознательное может быть понято как что-то очень знакомое и простое, но, на самом деле, это сложное явление жизни (и человека, и психики человека). В нем жизнь одного человека переплетается с жизнью всех людей, всех, которые были и есть сейчас. Сон - это состояние,когда сознание отключается и человек полностью погружается в бессознательное. Бессознательное говорит с человеком образами и чувствами. Чаще всего сновидение - это искаженная мысль бессознательного, что-то, что надо расшифровать, если это возможно. Но иногда, когда сознание особенно подавлено (когда разум отключается), сновидение становится чистой передачей, посланием от коллективного и индивидуального бессознательного. В вашей жизни сейчас больше незримой работы. Вы вместе с мужем уже месяц справляетесь с этим кошмаром. И Вы видите его во сне здоровым и веселым. Это потому, что вы вместе, и вы справляетесь. Думаю, что и он тоже видит сны.
Елена
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Надежда, спасибо за ответы. С каждым днем ничего не меняется, шансов на выход из такого состояния все меньше. Вчера, несмотря на все запреты, ездила к Матронушке, просила за мужа. У меня на нее была последняя надежда, т.к. она уже помогала нашей семье. А сегодня опять тот же ужасный ответ от врачей: динамики нет. На что еще надеяться? Что я еще могу? Наступило полное отчаяние. Помогите советом, если можно. Не знаю к кому еще обратиться.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена. У Вас наступило полное отчаяние. Вы переживаете отчаяние, потерю всякой надежды и чувство, близкое к полному унынию. Постараюсь с Вами поговорить об этом как можно подробнее. То, что происходит с Вашим мужем, это тяжёлое состояние в вашей с ним жизни подтолкнуло Вас к духовной работе. Вы писали, что раньше в церковь Вы не ходили. Возможно, что Вы не обращались к Богу с какими-то молитвами или рассуждениями, т.е. может быть Вы раньше редко делали это, т.к. не было необходимости. Вам достаточно было научной, материалистической картины мира. Знаете, как бывает, вроде бы верят в Бога, но при этом к нему не обращаются. Да, так действительно часто бывает со многими людьми, особенно в нашей стране, где долгие годы не было принято обращаться к Богу.
Когда случилась эта трагедия, это невыносимое положение для Вас обоих, Вы пошли в церковь. Видимо, у Вас был этот внутренний ресурс, психологическая установка на обращение за помощью к Богу. Значит, что у Вас был Ваш внутренний запрос на духовную работу, связанную с обращением к Богу, с молитвой, с верой.
Но, т.к. Вы не привыкли совершать постоянно эту духовную работу, совершать молитву, укрепляться в вере, то Вы делаете её как бы с оглядкой на свою укоренившуюся в психике материалистическую точку зрения. Она доминирует в Вашем восприятии мира и всех событий. В этом отношении может проявляться чувство, что Вы и Ваш муж не нужны Богу, как бы оставлены им, что Вы находитесь вне его помощи, что Вы лишаетесь надежды на помощь Бога - это чувство отчаяния.
Чувство отчаяния разрастается из-за доминирующей материалистической картины мира (научной картины), но параллельно этому чувству Вы продолжаете совершать духовную работу и обращаетесь за помощью к Святой Матроне Московской. Обращаясь к ней, Вы укрепляет свою веру в Бога, веру в то, что он с Вами во всей этой ситуации и после неё. Молитвы и обращение к Богу будут укреплять Вашу надежду. Вы можете продолжать дома читать молитвы Святой Матроне Московской. Обращаясь к ней своими словами, разговаривая с ней простым языком, называя вещи своими именами, говоря все свои опасения, страхи. Вы можете также разговаривать об этом, обращаясь к Богу, также своими словами, рассказывая всё, что Вас мучит, прося о помощи в укреплении веры и надежды.
Мучает отчаяние, доставляет боль страх, ужас и уныние, ощущение беспомощности - это всё связано и с психологическим проживанием, с гореванием психики и с ограничивающим материалистическим мышлением.
1) Говорите себе, когда подступает отчаяние, опустошающее уныние: "отчаяние, ты есть, я чувствую тебя, я вижу тебя". Постарайтесь наблюдать как Вы вступаете в контакт с этим чувством. Оно отзывается глубоким дыханием, возможно, болью в груди.
Можете повторять эти слова, дышать глубоко, осознавая, что Вы обращаетесь к своему отчаянию, к тому месту в Вас, где Вы чувствуете, что Вас не слышит Бог, что у Вас нет надежды. Повторяйте, если понадобится, "отчаяние, я вижу тебя, ты есть", дышите глубоко.
2) Скажите себе: "Материализм, я вижу тебя, ты есть". Также дышите глубоко. Наблюдайте за ощущениями, как они меняются, как Вы вступаете в контакт с таким качеством себя как материализм. Повторяйте это, если понадобится и дышите глубоко.
3) Затем скажите себе: " я больше, чем материализм, я больше, чем отчаяние". Дышите глубоко. Повторяйте это, если потребуется. Наблюдайте за своими ощущениями. Вы вступаете в контакт с собой целой, которая больше, чем эти части. Дышите глубоко.
4) Затем скажите себе, глубоко вдыхая и выдыхая: "Вера, я вижу тебя, ты есть", повторяйте это и наблюдайте за ощущениями. Дышите глубоко. Повторяйте, если понадобится, прочвствуете контакт с этим чувством в себе.
5) Затем скажите: "Любовь, я вижу тебя, ты есть". Дышите глубоко, наблюдая за своими ощущениями. Наблюдая за этим качеством себя, которое называется любовью. Повторяйте, если потребуется.
6) Затем скажите себе:"Надежда, я вижу тебя, ты есть", дышите, положите руку на грудь, или может быть Вы её раньше уже положили туда, прижмите ладонь к груди, почувствуйте тепло от неё, повторяйте: " Надежда, я вижу тебя, ты есть", наблюдайте за своими ощущениями, Вы вступаете в контакт с чувством надежды.
7) Затем Вы можете помолиться, читая молитвы, которые Вы обычно читаете или просто обращаясь к Богу, просите укрепить Вашу веру, любовь и надежду. Просите за мужа. Просите укрепить Ваши духовные и психологические силы. Просите помочь Вам принять то, что "на всё воля твоя, Бог".
Совершайте эту духовную работу, она укрепит Ваши сильные чувства, которые отвечают за здоровье человека. Уныние и отчаяние - это переживания запускающие болезнь, а Вы сейчас укрепляет своё здоровье за двоих и духовное, и психическое, и физическое. Врачи что-то говорят, люди что-то говорят, но, когда происходит нечто идущее вразрез с мнениями экспертов и с прочими прогнозами, тогда говорят о Чуде. А чудеса бывают и Вы об этом знаете. Вы можете за вас двоих верить в Чудо. Я думаю, что Ваш муж был бы Вам только благодарен за то, что Вы делаете такую сильную духовную работу, прося о Чуде, которого он тоже очень ждёт. Пишите, Елена. Буду рада Вам ответить.
Елена
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Надежда, добрый день. Вы очень правильно описали мои чувства по поводу отчаяния и отношения с Богом. Все именно так. Попробовала применить Ваши советы и каждый раз на слове "Любовь" слезы градом. Буду стараться. Сегодня разговаривала с врачами, говорят, состояние стабильное, начал сам дышать, но по сознанию изменений пока нет. По их мнению, все сейчас зависит от него самого, от его сил. А он очень старается и борется. Это мне говорили несколько врачей. Ему сейчас очень нужна моя помощь, я это просто чувствую. И я всеми силами буду ему помогать и дальше. Спасибо Вам большое. Очень жду каждого Вашего сообщения.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена! Спасибо за Ваш ответ! Отношения с Богом- это и отношения с собой: с той частью себя, которая устремлена к связям со всем миром, со всеми людьми, с природой и с Создателем всего. Конечно, она у нас есть эта часть. Когда к ней часто обращаешься, то она становится сильнее и активнее. Поэтому и связи с миром, людьми и Богом становятся сильнее и активнее.
"На слове "Любовь" слёзы градом", -в упражнении (практике) Вы осознанно обращаетесь к этому чувству в себе, к чувству, которое живёт в Вас, оно есть, но оно, так же как и многие другие чувства, часто бывает подавлено, вытеснено более тяжёлой чувственной массой - тяжёлыми чувствами обиды, страха, разочарования и гнева. Все эти чувства тоже важны и ждут внимания своего обладателя, признания, что они есть. С ними можно и нужно работать так же, как и с любовью. А чувство любви не исчезает, и чувство веры и надежды. Обращаясь к ним в себе, в период, когда душу отягощает отчаяние - разрыв со светлыми чувствами и со всем светлым в человеке, мы даём им своё внимание, наделяем их энергией, силой, оживляем их, приводим в действие, очищаем путь к ним, заваленный камнями обид. Если часто выполнять эти упражнения с чувствами: вера, надежда, любовь, то можно внутренним зрением увидеть, как ручей любви пробивается сквозь каменные завалы обид и гнева, можно представить как этот ручей любви касается камней и они становятся комками соли. Соприкасаясь с водами ручья, соль растворяется и уносится в потоке, направляющемуся к морю. Это всё метафорический язык, а физический язык - это слёзы, они говорят, что завалы обид и уныния очищаются, и поток нежных чувств устремляется ко всем нуждающимся частичкам измученной души.
Вы пишите, что Ваш муж начал сам дышать - очень хорошая новость! Вы чувствуете всё сильнее и глубже, совершаете психологическую и духовную работу с чувствами, а он дышит, что тоже связано с его мощной работой, физической и духовной. Обязательно пишите, Елена. Буду рада Вам ответить!
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Два подряд сообщения отправила, и как одно из них удалить не знаю. Вот изменяю последнее.
Елена
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Надежда, добрый день. Сегодня не про духовную работу, а про жизнь. Врач откровенно сказал, если муж сможет полностью дышать без аппарата ИВЛ, его больше держать в реанимации не будут, несмотря на отсутствие сознания. Им нужно освобождать койко-место. Это значит, что дальше его жизнь, его реабилитация зависят только от меня. А мне не на кого положиться в данной ситуации ни в материальном, ни в каком другом плане. У меня не хватит сил его поднять. Что дальше, не понимаю. Просто тупик в моем сознании. Извините.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена! Да, жизненная задача усложняется. Но это тоже,в первую очередь, духовная работа. Постарайтесь не разделять жизнь, реальность, психологическую и духовную работу. Вы целая, вы состоите из этого, это в Вас не отдельно размещено, а активно взаимодействует между собой. Поэтому, в любом случае, то, что Вы делаете, делайте. Обращайтесь за решением этой проблемы и к Богу тоже. Вы находите решения в себе, а не на улице, - в себе целой. А общение с Богом -это просто высшая инстанция в Вас, ей подчиняются все другие Ваши психологические инстанции. Это главная работа в любой ситуации. Только выполняя ее, Вы сможете находить в себе силы искать решения возникших задач. Сейчас Вы можете пробовать узнавать у врачей, у знакомых, в интернете то, как поступить в таком случае. Узнавать у тех, кто с этим сталкивался. После того, как у Вас будут какие-то варианты решений, Вы сможете выбрать такое, которое Вам больше подходит.
Ощущение тупика возникает от недостатка информации. Информация будет приходить со временем. Обращайтесь к людям, родственникам за советами. Кто-то тоже подумает, поищет. Нужно немного времени, но Вы делайте свои запросы, действуйте, информация придёт и решение будет.
Елена
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Надежда, здравствуйте. Сегодня первый день за этот страшный период практически не плачу. Пришло понимание, что кроме как молиться и верить, сейчас я сделать больше ничего не могу. А может просто силы физические кончились, стала плохо себя чувствовать и просто страшно на себя смотреть. За месяц похудела почти на 10 кг. А еще жалко мою маму, которая очень переживает, глядя на меня. Буду продолжать молиться и верить в силы моего любимого. А он очень старается, хотя врачи не прогнозируют явного улучшения. Не знаю, может потом опять накатит и опять буду реветь не переставая. Но пока держусь. Пишите, пожалуйста, очень жду Ваших советов.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елена
Здравствуйте, Елена! Конечно, Ваш организм истощился. Вы бились целый месяц один на один с таким тяжелым горем, с такой утратой и неопределенностью, что сейчас видите своими глазами последствия растраты своих сил. Вы потратили и физические силы и психические. Вы совершили сложнейшую и тяжелую работу.
Ваша психика сейчас готова к восстановлению, наверное, поэтому Вы осмотрелись и увидели, что с Вами произошло в целом и что происходит рядом, с кем-то близким. Пришло понимание того, что Вы делали в своей духовной работе.
Постарайтесь использовать это время для восстановление себя. Можете сначала написать, что именно Вы собираетесь сделать для себя в ближайшее время. Со списком дел Вам будет легче включиться в ту реальность, от которой Вы были вынуждены отойти для спасения мужа. Напишите, Елена, сами себе на листке бумаги, что Вы для себя сделаете в ближайшее время. Это могут быть какие-то мероприятия, процедуры ( питание, внешность, отдых, просмотр фильмов, чтение книг, духовная практика, психологическая практика, ...). Вы сейчас возвращаетесь к себе и, может быть, замечаете сейчас насколько Вы изменились внутренне.