Это ОКР и как с жти эффективно бороться? - консультация психолога

Меня немного раздражает, если что-то лежит/стоит не пропорционально, криво, не по центру. Мне больше нравится симметрия. Хотя, артхаос я тоже люблю, как человек творческий и в процессе не замечаю бардак. Но уже в готовом виде, в результате мне нравится, коода все четко и внутренне раздражают косокриво, царапины, недоделеки. Хочется поправить, подтереть, выровнять. Я стараюсь себя контролировать, сдерживать, убеждать что все в порядке, но внутренне меня все равно раздражает ассиметрия.
Кроме этого я могу по несколько раз проверить, выключила ли утюг и газ, закрыла ли дверь. Без особой паники, но все же, наверное, такого вообще не должно быть? Как с этим бороться? Самоувещевание не сильно помогает. Может в чемто причина и если ее решить, я расслаблюсь и в этом
Осколкова Антонина

Психолог
г. Уфа
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Натали.
То, что вы описываете, действительно может быть симптомами ОКР. А может и не быть - если критериев для постановки диагноза будет мало. Диагноз в любом случае может поставить только психиатр.
Поэтому предлагаю пока опираться на то, мешает ли вам это жить, т.е. сильно ли это ухудшает качество вашей жизни. Если да, то вы можете обратиться за диагностикой к психиатру, а затем за немедикаментозной терапией к психологу, имеющему подготовку по работе с требожными (ОКР - тревожное расстройство) расстройствами.
Также - если пока нет возможности обратиться к специалисту - вы можете постараться улучшить ситуацию самостоятельно - для этого хорошо подойдут техники КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) и АСТ (терапии принятия и ответственности). Эти техники подробно описаны в клиентских (написанных без заумной терминологии, для обычных людей) книгах по КПТ и АСТ при ОКР. Книги можно найти в свободном доступе в интернете.
По поводу того, что можно выявить "корневую" проблему, решить её, и тогда всё пройдёт - к сожалению, это миф. Работать в любом случае придётся с мыслями и поведением - раз за разом разрывать цикл "обсессия-компульсия" (подробнее о нём вы также можете прочесть в книгах или интернете), чтобы новая форма реагирования на навязчивые мысли прочно закрепилась.
Надеюсь, мой комментарий окажется для вас полезным.
Психолог Антонина Осколкова