Как избавиться от низкой самооценки? - консультация психолога

Мне 37 лет. В прошлом много лет назад у меня был случай в жизни, когда мой первый парень меня бросил. И у меня тогда очень пострадала моя самооценка. Я недавно разговаривала с психологом на вашем сайте и она мне написала так: "И вот , на подсознательном уровне, возможна такая стратегия: "если он меня отвергает, значит у него очень высокие требования, значит я им не соответствую, и, если буду соответствовать, то могу быть уверена в своей значимости и успешности". Для вас важно изменить ваш подход к оценке собственной личности, не измерять свою ценность, исходя из поступков других людей".
У меня как раз именно так и получилось! Когда тот мой бывший мужчина меня отверг и мы расстались, у меня тогда очень пострадала моя самооценка. И я подумала то, что мне написала психолог. Мне казалось, что я недостаточно хороша (недостаточно умная, недостаточно красивая, недостаточно у меня хороший характер и т.д.) И потому я не соответствую высоким требованиям. И я страдала от таких переживаний. Мне казалось, что я недостойна любви и дружбы в будущем. К счастью, со временем это прошло. Я подумала, что, может быть, я просто была неопытная в построении отношений с мужчинами и потому я начала читать разные книжки о том, как построить хорошие отношения с мужчиной и я многое узнала нового для себя (то, чего я не знала раньше). И в моей жизни потом появились другие хорошие люди, которые хорошо ко мне относились.
Но проблема с моей низкой самооценкой потом повторилась. Больше десяти лет назад я познакомилась с плохим мужчиной, в которого я немного влюбилась. Он очень красивый и успешный. И мне какое-то время хотелось отношений с ним. Но потом я заметила, что он очень плохо (морально плохо) ко мне относится. Он очень гордый и высокомерный. Он меня унижал, обзывал, сравнивал меня с другими глупыми людьми. Я чувствовала себя ничтожеством после общения с ним. И я прекратила с ним общаться.
В то же время я решила сдать в аренду наш дом в городе. В доме три комнаты и я поселила туда несколько молодых мужчин, которые заплатили мне за аренду комнат. А сама я забрала все мои вещи и уехала жить в село к нам на дачу. Я очень старалась создать хорошие условия для жизни моим квартирантам. Я убрала дом, купила некоторые для них вещи за мои деньги. Я добросовестно и честно передала наш дом им в аренду и я ожидала, что они мне заплатят деньги и за аренду, и за их коммунальные. Но после первого месяца их проживания они не заплатили мне полностью за коммунальные, как мы договаривались с ними и они задерживали оплату за аренду. Я написала для них небольшое печатное письмо, в котором написала, что я очень постаралась для них создать хорошие условия для их проживания, подготовила и освободила для них дом в хорошем состоянии и я даже уехала в село на дачу, чтобы у них было много свободного места в доме и я написала им, что я прошу их, чтобы они срочно заплатили мне те деньги, которые они мне должны за аренду и коммунальные услуги, потому что у меня сейчас небольшие финансовые трудности и мне нужны деньги. Они проигнорировали моё письмо и ничего не заплатили. Они решили между собой, что им выгоднее всем вместе снять в аренду другой дом, чем платить каждому по отдельности за их проживание в моём доме. И они не предупредили меня и уехали из моего дома. Они остались должны мне деньги за их аренду и коммунальные услуги. Я написала им смс на их телефоны о том, чтобы они заплатили мне их долг. Они вдруг неожиданно начали меня обзывать (тупорылой овцой, конченой дурой и другими обидными словами). Они писали мне плохие смс и не заплатили их долг мне. В результате такое плохое отношение того мужчины, который меня унижал и обзывал и плохое отношение тех мужчин-квартирантов, которые меня обзывали и не заплатили мне за аренду, всё это очень плохо на меня повлияло. Я почувствовала себя дурой. И хотя у меня есть высшее образование и я долгое время работала на интеллектуальной работе, но после обзывательств тех мужчин, я подумала, что я и правда ничтожество и я устроилась временно работать уборщицей, потому что я думала, что ничего лучшего я не заслуживаю. Я работала уборщицей недолго. Я потом подумала так. А ведь у меня были хорошие оценки по всем предметам в школьном аттестате. И я даже закончила ВУЗ с хорошими оценками в дипломе. И были случаи, когда работодатели на моей предыдущей интеллектуальной работе меня похвалили. И я тогда опять нашла себе нормальную работу, на которой я зарабатывала деньги своим умом. Но всё равно мне было очень обидно обзывательства других мужчин. Я дополнительно ещё вспомнила, что когда-то давно мой первый парень меня бросил. И я долгое время чувствовала себя неполноценным человеком, ничтожеством, глупой. И я страдала в душе от этого и наверное, продолжаю страдать. Посоветуйте, пожалуйста, мне как мне перестать считать себя дурой?
Кузубова Вероника

Психолог
г. Уфа
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Марина
Здравствуйте, Марина. Много было ситуаций в вашей жизни, связанных с вашим отношением к себе. Но они лишь подсвечивают, что было с самого начала, с рождения. Думаю многое связано с отношениями внутри родительской семьи, что они закладывали и какое отношение к себе показывали вам. А отношения с мужчинами, лишь усилили то что было.
Самоценность это базовое чувство, которое нужно восстанавливать. И прорабатывать все травматичные ситуации. Это делается в терапии.
Для начала заведите дневник успехов и достижений. Выпишите сейчас, все свои успехи и достижения, а также изюминки. И после - каждый день вносите в этот дневник по 3-5 достижения, которые сделали за день или которые вспомнили за день. Это упражнение даст вам хорошую поддержку. В остальном - нужно возвращаться в ситуации и исправлять иррациональные выводы, которые вы сделали (на консультации с психологом).
Марина, в любом случае, вы ценна и любимая уже по факту рождения. Вы есть в этом мире и это уже прекрасно. Все остальное, всю шелуху, можно убрать, и наслаждаться своей жизнью с хорошими достойными мужчинами. Обращайтесь. 8 962 532-45-84. Онлайн.
Илга Ландграф
Психолог
г. Санкт-Петербург
Гештальт-терапия
Ответ для: Марина
Марина, здравствуйте. Хочется вас поддержать. На вашем пути встречались разные люди и среди них были мужчины, которые причиняли вам те или иные неприятности.
В Вашей ситуации я рекомендовала бы начать с того, что закрыть до сих пор беспокоящие вас и возможно болезненные до сих пор отношения с тем самым первым человеком, с которым вы связываете свою низкую самооценку. Необходимо эту связь разорвать.
Далее я бы обратила внимание на вашу самоценность, на то, как вы позволяете другим обращаться с собой и почему. Взрастить ваши опоры и любовь к себе. Это не быстрый процесс, но все возможно.
Это всё можно проработать в индивидуальной работе. Обращайтесь.
Индивидуальный, подростковый и семейный психолог. Напишите мне в личные сообщения, договоримся о консультации. Буду рада помочь вам по любому запросу. Во всех сетях: @ilga_landgraf
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Марина! Вы довольно интересно формулируете вопрос - Как избавиться от низкой самооценки. То есть она и так низкая, и если Вы от нее избавитесь, то что же останется... Я предлагаю Вам переформулировать вопрос, например, на Как приобрести чувство самоценности? или Как обнаружить/присвоить свою ценность? Дело еще в том, что когда Вы говорите о самооценке, Вы сами себя оцениваете. Оценка сама по себе уже является актом высокомерным и не очень дружелюбным, кто-то оценивающий смотрит сверху и критически настроен. Читая Вашу историю, я еще думаю о том, что самооценка Ваша пострадала не в той истории, где парень Вас бросил, а раньше. Вероятно, Вас оценивали еще в детстве, и, наверное, не очень высоко, достаточно критически. А история с парнем лишь повторила, упала на уже подготовленную почву, где Вы уже не очень уверены в своей ценности. И она обрушилась. Да, Вы молодец и справились, смогли восстановиться и поддержать себя, возможно Вы умеете замечать хорошие и добрые отклики в Вашу сторону, что безусловно хороший и важный опыт. Однако глубинная внутренняя раненая часть хотя и подлечилась, но осталась прежней. Поэтому в новой истории Вы снова ранились. Собственно так и работает подобный сценарий - наше внешнее отражает наше внутреннее, мы строим отношения с теми людьми и ситуациями, которые повторяют наши убеждения относительно себя самих. Что делать. Идти в терапию и разбираться с тем, как сформировалось ваше убеждение в своей низкой ценности, обнаруживать эти послания, проговаривать их, подвергать критике и формировать новые, возвращать себе право быть довольной собой, поддерживать себя, относиться к себе по-доброму, даже когда Вы терпите неудачи на внешнем уровне!
Марина
Пользователь
Ответ для: Рощина Кира
Цитата: Читая Вашу историю, я еще думаю о том, что самооценка Ваша пострадала не в той истории, где парень Вас бросил, а раньше. Вероятно, Вас оценивали еще в детстве, и, наверное, не очень высоко, достаточно критически.
Здравствуйте. Спасибо большое за ответ! Да, вы правы, моя низкая самооценка сформировалась еще в детстве. У меня есть старший брат, который меня старше на несколько лет. В моем детстве мой брат часто меня обзывал (дурой и другими обидными словами) и он меня унижал. Прошли годы и сейчас у меня хорошие отношения с братом и он меня не унижает. Но в детстве дети очень доверчивы и, если ребенку-девочке внушают, что она дура, тогда ребенок может поверить и думать, что так и есть. Так и получилось со мной в детстве. Я думала, что, если старший брат меня обзывает, значит я дура. Но сейчас я понимаю, что просто разница в несколько лет между детьми - большая разница в возрасте. Например, то, что знает и понимает ребенок в 11 лет, то может еще не понимать младший ребенок, который ходит в детский сад. И в силу возраста я, конечно, была в детстве глупее, чем мой брат, просто потому, что я была младшим ребенком. Мой брат обзывал меня в детстве долго, наверное, несколько лет и потому я еще больше с детства утвердилась в мысли, что я дура и что со мной что-то не так. И только потом, когда я заметила, что у меня хорошие оценки в школе и в дипломе ВУЗа, тогда я поняла, что я не дура и даже, может быть, умнее, чем другие ученики, которые учились хуже меня. * И вторая история в детстве меня очень расстроила. Когда мне было 12 лет, я написала записку одному мальчику, которому было 13 лет. Я написала ему только два слова: "Давай дружить" и я написала ему моё имя и мой номер телефона. И всё. Я ничего не писала ему о любви, я не строила больших планов про отношения с ним. Мне хотелось с ним просто пойти в парк после школы и пообщаться на разные темы. Но тот мальчик возомнил, что я в него очень влюбилась и он решил, что я хочу быть его девушкой. Он начал надсмехаться надо мной при всех моих и его одноклассниках. Он ко мне подходил в школе на переменах и громко говорил, что я его любовь на всю жизнь и смеялся над моим чувствами. Он придумывал разные обидные слова и выражения. Например, в 12 лет у меня еще не было груди и он надсмехался о том, какая у меня грудь. Потом я хотела красиво подстричься, но меня подстригли очень коротко и он надсмехался над моей прической. Все его насмешки продолжались, наверное, месяца два. Но то было ужасное время для меня. Он каждый раз придумывал какие-то театральные фразы про мою с ним любовь (которой не было) и я краснела и бледнела и я в 12 лет не знала, что ответить, а рядом стояли мои одноклассницы и они все вместе смеялись надо мной, как будто я в него сильно влюбилась. Конечно, моё детство давно прошло. Меня уже давно никто не обзывает и не унижает, как в детстве. Но в моей душе остались, наверное, шрамы от перенесенных обзывательств и насмешек. Посоветуйте мне что-то, пожалуйста.
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Марина
Добрый вечер, Марина! Да, в Вашей жизни были ранившие Вас истории, которые Вы описываете, это так, Вы все правильно связали одно с другим. И это хорошо, что Вы осознаете, что подобное обращение с Вами - ненормальное, жестокое. Но шрамы, конечно, остались. Кто был в то время с Вами рядом? Могли ли Вы поделиться с кем-то своей болью? Могли Вы кому-то отнести свои слезы? Или такого человека не оказалось? Вот еще в чем дело. Как видите, много новых вопросов про эти истории поднимается. Из всех этих деталей и окружавших Ваше детство обстоятельств и сложилась та неценность, которую Вы потом снова переживаете. Поэтому если что-то посоветовать - то я лишь снова порекомендую Вам идти в терапию. Тот опыт, который Вы пережили, требует разбора, переработки, критики, поддержки. Такая работа возможна совместно со специалистом. Ведь ранились Вы в отношениях с теми людьми, во взаимодействии с другими. Поэтому излечиваться это должно и может тоже рядом с человеком. Только тем человеко, который однозначно в этой работе "за Вас", то есть для Вас. Это психолог. Настоятельно рекомендую Вам выбрать специалиста по Вашим возможностям и хотя бы некоторое время поработать совместно. Тогда Вам будет более понятно общее направление и стратегия, куда двигаться дальше самой. Выберите себе специалиста по Вашим возможностям - очно или онлайн, по цене, чтобы Вам было с этим человеком комфортно.
Марина
Пользователь
Ответ для: Рощина Кира
Цитата: Кто был в то время с Вами рядом? Могли ли Вы поделиться с кем-то своей болью? Могли Вы кому-то отнести свои слезы? Или такого человека не оказалось? Вот еще в чем дело. Как видите, много новых вопросов про эти истории поднимается. Из всех этих деталей и окружавших Ваше детство обстоятельств и сложилась та неценность, которую Вы потом снова переживаете. Поэтому если что-то посоветовать - то я лишь снова порекомендую Вам идти в терапию. Тот опыт, который Вы пережили, требует разбора, переработки, критики, поддержки. Такая работа возможна совместно со специалистом. Ведь ранились Вы в отношениях с теми людьми, во взаимодействии с другими. Поэтому излечиваться это должно и может тоже рядом с человеком. Только тем человеко, который однозначно в этой работе "за Вас", то есть для Вас. Это психолог.
Здравствуйте. Спасибо большое за ваш ответ! Отвечу на ваши вопросы. "Кто был в то время со мной рядом?" Я думаю, что все случаи, когда меня обзывали или унижали другие люди, тогда я старалась пережить такие ситуации самостоятельно. Я не искала моральной поддержки у кого-то. Я не стремилась с кем-то делиться моей болью, потому что мне казалось, что, если меня обзывают и унижают другие люди, значит я заслуживаю такого отношения и все те обзывательства я приняла, как внушение для меня в том, что значит я действительно глупый, никчемный человек. В те моменты, когда меня обзывали и унижали люди в прошлом, я тогда очень расстраивалась, переживала и я внутренне согласилась в том, что я неполноценный человек второго сорта. Я не стремилась никак опровергнуть их обзывательства, потому что мне казалось, что меня унижали обоснованно. Но потом я поняла, что я не хочу работать уборщицей или занимать какую-то другую неудобную для меня вакансию, а я хочу работать на моей интеллектуальной работе. И я тогда сознательно начала вспоминать мои умственные успехи в прошлом: 1) то, что я училась хорошо в школе и у меня были хорошие оценки по всем предметам в школьном аттестате, 2) то, что меня в школьные годы учителя направляли на районные олимпиады, куда направляют лучших учеников из школы, 3) то, что я самостоятельно без денег поступила в ВУЗ на бесплатное обучение, 4) то, что я закончила ВУЗ с хорошими оценками по всем предметам, 5) то, как меня иногда хвалили в прошлом мои учителя в школе, преподаватели в университете и мои работодатели на моей интеллектуальной работе, 6) то, что я недавно спросила у некоторых моих близких друзей и родственников, считают ли они меня умным человеком и они мне ответили, что они думают, что я умная. И все перечисленные мои успехи были объективными (не мнением кого-то одного, а мнением многих людей - моих учителей и преподавателей и моих близких людей ) и потому я могу считать себя умным человеком и я уверена, что я могу добиться успехов в моей работе (могу повысить мой профессиональный уровень, закончить дополнительные курсы и суметь зарабатывать деньги моим умом). И после того, как я проанализировала всё, что я перечислила, мне стало намного легче на душе. Мне кажется, что у меня прошла та боль в душе от того, что меня обзывали и унижали в прошлом. Я подумала так, что те люди, которые меня унижали, они имели разные причины так поступать (и не потому, что я глупый человек), а потому что им просто нравилось меня унижать, чтобы они могли себя почувствовать более важными и значительными людьми по сравнению со мной. Сейчас я не страдаю сильно от пережитых унижений в прошлом. Мои психологические проблемы кажутся мне не такими большими, как раньше. Напишите, пожалуйста, сколько времени (недель или месяцев) мне нужно будет заниматься с психологом и сколько денег мне нужно выделить на мои консультации с психологом? И сколько часов в неделю мне нужно будет консультироваться с психологом?
Рощина Кира
Психолог
г. Москва
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Марина
Добрый вечер, Марина, спасибо за Ваши ответы и Вашу открытость в них. И Вы действительно много сделали для самоподдержки, и ощущаете результаты. По поводу скорости результата в терапии. Вам сейчас сколько-то лет, все годы до сегодняшнего дня Вы жили в том сценарии, с теми событиями, с той самоценностью, которые Вы описали. Включая детские годы формирования личности, взросления. Сколько времени может понадобиться на то, чтобы посмотреть на это, осознать, начать менять? Может ли кто-то знать ответ на этот вопрос? Психологи примерно представляют направление работы, но каждая наша психика, как и судьба, индивидуальна. Это значит, что скорость изменений у каждого своя. Мы с уважением относимся к этому и предоставляем каждому человеку двигаться в своем темпе. Вы можете начать работу, постепенно Вы поймете, в каком направлении двигаться, почувствуете вкус изменений. Обычно в начале работы я предлагаю клиентам, которые ко мне обратились, пройти три консультации. За эти консультации мы расширим вИдение Вашей ситуации, коснемся причин, как это сложилось, наметим задачи и куда двигаться. На что-то Вы уже посмотрите по-другому, что-то может и поменяться. У всех по-разному. Вы познакомитесь с моим стилем работы, сможете решить, подходит ли он Вам, я дам Вам свой отклик, как я вижу работу.И тогда Вы сможете решить, продолжить ли работу уже на регулярной основе. Одна консультация стоит 3700р. Я работаю онлайн, встреча длится 50 минут, регулярность встреч 1 раз в неделю (иногда два). Если у Вас еще какие-то организационные вопросы, напишите мне в вотсап +7(916)610-77-91, я там отвечу быстрее.