Обрести уверенность в себе - консультация психолога

Здравствуйте, уважаемые психологи! Моя ситуация такова: Я решила круто изменить свою жизнь. Ушла из абьюзивные отношений(рукоприкладства не было, только словестное давление. Я постоянно отстаивала свою точку зрения, свое право на мысли, чувства, желания. Я считаю, что каждый человек имеет право на свой внутренний мир и ни кто не в праве его за это осуждать и навязывать свою точку зрения. В данный момент я снимаю комнату, наслаждаюсь жизнью без эмоционального гнета. Но вот незадача! В моем окружении есть люди, которые то и дело навязывают мне свою точку зрения, свой взгляд на мир. А мне это не интересно! Зачем мне это? Они не хотят слышать меня, зачем я должна выслушивать их, я чувствую себя ущербной ещё и потому, что не люблю вступать в палемику, да и не хочу с пеной у рта отстаивать себя. Вопрос :"как мне деликатно дать понять людям, что мне не надо навязывать свои умозаключения. А свои мысли, если меня не спрашивают, я не хочу говорить. Как сделать так, чтобы не выглядеть беспомощной и глупой, в тот момент, когда я их молча слушаю? Да я не уверенная в себе, меня легко ранить словом. Как установить барьер от грубого нарушения личных границ? Я заранее очень благодарна за ответ!
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Ксения!
Вы действительно меняете свою жизнь, работаете над собой. Сейчас в Вас говорит неуверенность в себе, Вы боитесь отстаивать свои личные границы, боитесь показаться не удобной, не воспитанной, Вы хотите деликатно ответить людям, если Вас что-либо не интересует. Можно сказать следующее: "Я очень ценю, что ты советуешь, что ты заботишься обо мне, но решение я буду принимать сама. Я признательна, что ты хочешь мне помочь, но, я хочу сама разобраться в этой ситуации и если мне понадобится помощь, я сразу же обращусь к тебе, как к мудрому человеку за советом". Приблизительно так попробуйте.
В Вас говорит неуверенность в себе, которая проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Попробуйте следующие рекомендации:
1. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
2. Не бойтесь обидеть и сказать: "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
3. Исключите фразы «должна» на «я хочу», «я выбираю».
4. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
Вы можете более подробно разобраться в Ваших переживаниях, для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Ксения
Пользователь
Наталья, спасибо Вам огромное! Я буду стараться! Да, мне это пока не легко(боязнь обидеть словом) (у меня иногда грубоватый голос и интонация) но я приложу максимум усилий!
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Ксения! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Работа над уверенностью в себе! Да, возможно, начать работать над собой, но, на это уйдёт время и не стоит пугаться и того, что иногда возможны и прежнее реагирование (так как оно привычно). У Вас нет опыта защиты себя, отделения от окружающих, поэтому Вам предстоит всё это сейчас нарабатывать. Помните ещё и то, что наше тело связано с чувствами внутри - т.е. внутри есть уже определенный якорь - например, когда телесно Вы замыкаетесь, то и возникают внутри чувства тревоги и неуверенности - это якорь. Его нужно "разъякорить".
Если Вы начнете работать над собой, то Вы будете переходить к большей осознанности, будете видеть и понимать свои действия и мысли, свои движения и слова, сможете их изменять, направлять и контролировать. Только важно понять - на что именно их необходимо заменить, верно?
Поэтому важно детально проработать эту неуверенность и её проявление внутри Вас по всем сторонам (да, уже есть определенные, сформированные стереотипные нейронные дорожки по которым и идут мысли и действия, а предстоит выработать новые! путем повторения, научения, моделирования, как на когнитивном уровне, так и на поведенческом):
1. то, какими мыслями они закрепляется, какими мыслями она выражается. Прописать эти мысли. Увидеть их, познакомиться с ним. (в такой работе необходимо писать, прописывать, тем самым Вы будете переключать работу головного мозга с эмоциональной стороны этих мыслей, так как будет работать ещё и центр, отвечающий за письмо - т.е. работа и нейрофизиологическом уровне).
2. уровень убеждений, установок - они тоже разрушительны и ограничивают - проанализировать Ваши - тоже прописать - какие у Вас они есть (например, "я вызываю раздражение у других людей"). Выписать их все.
3. Начать менять мысли и установки - учить мыслить себя в другом направлении, расширять свою зону комфорта, переключать мышление, разрешать мысленно другим думать и чувствовать то, что они хотят (т.е. есть вещи, за которые Вы не можете отвечать - это мысли, чувства и действия другого человека. Поэтому мысленно формируйте в голове новые фразы вместе прежних мыслей и установок/убеждений - например, "я разрешаю им думать обо мне всё, что они хотят").
4. начать вращать эти мысли, замещать прежние мысли на новые. Будет непривычно, странно. Словно, эти мысли не естественны, чужие - но так и есть - они сформированы Вами и им нужно время, чтобы заместить то, что было раньше внутри Вас.
5. Ваше тело. Проанализируйте "позу неуверенности" - встаньте у зеркала и увидьте себя - поза, голова, плечи, руки, взгляд, ноги. Вспомните ресурсное состояние, когда Вы чувствовали себя уверенно, свободно и легко - посмотрите на своё тело, постарайтесь запомнить телом это чувство, подышите им. Т.е. Вы таким образом показываете себе и своему сознанию, что тело может занимать другие позы и внутри Вы можете иначе себя чувствовать. Заякорите чувство уверенности - смоделируйте позу, которую сможете использовать, когда Вам будет необходимо почувствовать уверенность в себе (например, рука на боку). Прорепетировать эту позу. Потом начать смещать - из неуверенной позы в уверенную.
6. Теперь моделирование нового образа себя - разрешить своему сознанию увидеть себя через время, себя , но, этот человек выглядит уверенно, свободно, не зависим от мнения окружающих, не важно нравится кому-то или нет, принимает то, что кто-то может осуждать или критиковать, разрешает им это испытывать, но не берет это внутрь себя - рассмотрите этот образ! Что испытываете видя его? Важно разрешить сознанию увидеть то, что Вы можете такой быть.
7. начать внедрять всё это в жизнь, постепенно, неспеша, учиться наблюдать за собой, отслеживать свои мысли, движения, жесты, учиться их замещать.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Ксения
Пользователь
Елена, благодарю Вас за отклик! Да, я начну работать над собой, маленькими шажками в итоге приду к себе, ещё раз благодарю Вас!
Цыцаркин Андрей
Психолог
г. Курган
Коучинг
Ответ для: Ксения
Проработать со специалистом дискомфортные чувства, когда вам говорят, а вы молчите и выглядите" беспомощной" и "глупой", и всё что у вас там есть по списку по методу Макулова, например.