Смерть папы,горевание - консультация психолога

Год и четыре месяца назад умер папа с которым были очень тёплые хопршые отношения,много счастья ушло вместе с ним,очень трудно без него и сейчас..хотя времени прошло не так мало,боль не уходит..мне 42,у меня неплохая работа,с мужем тоже все хорошо,но папа был мне вся семья и папа и мама,и лучшая подруга..могли говорить и обсуждать все темы с ним..сейчас большая дыра в сердце,боюсь депрессии,потому что слишком часто пустота на душе и плохое настроение..скажите я застряла в каком то етапе или ето пока нормально по времени сколько прошло от похорон?могу ли себе как то помочь?
Фокина Ольга

Психолог
г. Москва
Транзактный анализ
Ответ для: Аида
Аида, здравствуйте!
Каждый по-разному проходит процесс горевания. Если папа в вашей взрослой жизни занимал много места, то процесс может быть и более года. При этом важно, чтобы была динамика на уменьшение душевной боли. Если долгое время вы в одном состоянии, то да, возможно застревание. Это можно исследовать на консультации.
Вы написали, что много счастья ушло вместе с ним. Как-будто отец был основным источником вашего счастья. Попробуйте присвоить тот опыт отношений, который был у вас с отцом и при этом ощущать свою способность делать себя счастливой. Вы - взрослая и с вами всё хорошо. Думаю, здесь можно пройти процесс сепарации от родителей. Вы без родителей остаётесь цельной и для кого-то также даёте счастье. Возьмите из тех отношений то хорошее и пусть это будет вашим опытом, вашим ресурсом. А пока вы смотрите туда и жалеете о чём-то, хотите что-то поменять (а это невозможно). Ещё нет принятия смерти папы.
В терапии такую работу можно сделать быстрее, без затягивания на годы.
Психологическая помощь и поддержка в сложных ситуациях. Психолог и психотерапевт Фокина Ольга. Тел. +79250383860 Сайт: http://www.olgafokina.ru/
Журина Марина
Психолог
г. Тула
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Аида
Здравствуйте, Аида. Приношу вам свои соболезнования. По вашему описанию понимаешь, что папа занимал большое и значимое место в вашей жизни, очень много эмоций с ним связано. Поэтому процесс горевания столь длительный. Ваша душа залечивает утрату, а психика учится ее восполнять. Вы учитесь строить свою жизнь по новому отдавая дань уважения папе в воспоминаниях, но без него. На это требуется время. Пока можно попробовать такую методику как арт-терапия, нейрографика, в тихой и спокойной обстановке восстанавливаться душевно.
Психолог, Марина Журина. https://t.me/Marina_Zhurina