Ребёнок 11 лет грызёт ногти и отрывает по не многу брови - консультация психолога

Добрый день. Подскажите пожалуйста, как помочь дочке 11 лет. Начала грызть ногти и отрывает брови. Говорит не чем руки занять. Дома рисует, слаймы лепит. Задаю вопросы, кто то в школе обижает, говорит всё хорошо. Скучно учиться, надоело.
Спрашиваю чем хочешь заниматься, в компьютер играть и рисовать.
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Оксана
Здравствуйте, Оксана! Иногда ребенок может начать грызть ногти, если чувствует скуку. Или он может подражать кому-то, кто так же делает, и это грызение ногтей может быстро стать привычкой.
Это становится способом снять напряжение. Вы написали, что ей скучно в школе. И что она отвечает Вам, что хочет в компьютер играть, рисовать.
В этом возрасте дети нуждаются в понимании, поддержке и возможности выражать свои чувства. Становятся важными дружба и социальные отношения. Ребенок может искать признание и принадлежность к группе сверстников. Если кто-то в окружении Вашей дочери - в группе сверстников, грызет ногти, возможно, переживая таким образом стресс или волнение, то и Ваша дочь может начать грызть ногти во время появления скуки, тревоги, волнения, подражая и пытаясь получить принадлежность к нужной ей группе сверстников.
В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к самостоятельности и развивают навыки решения проблем и принятия решений. И такое поведение - грызть ногти и выдергивать брови, может переживаться ей как какое-то личное решение, как какой-то личный способ самостоятельно справиться с чем-то, например, со своими эмоциями или напряжением, или с обдумыванием каких-то тем, которые вызывают волнение. Это может стать для неё неким элементом её индивидуальности.
С помощью этих действий она может переживать чувство безопасности, в котором может нуждаться из-за стрессов.
В этом возрасте она формирует свою индивидуальность, личную идентичность, и нуждается в одобрении того, как у нее это получается, нуждается в признании и уважении своей индивидуальности.
Также она нуждается в играх и развлечениях, способствующих физическому, эмоциональному и социальному развитию.
Думаю, что можно обратить её внимание на красоту её рук и ногтей, делать ей комплименты - хвалить, что она, например, такая красавица растет. Помогать ей ухаживать за ногтями и за руками, делать это без требований- я тебе покажу, а ты делай так и не грызи. А делать это с интересом к её рукам, с заботой, увлеченно, показывая, что и Вы так же заботитесь о своих руках.
Можно использовать какие-то приятные для неё детские косметические средства. Можно проявить интерес к её лицу, рассматривать её с любовью, с нежностью, интересоваться тем, какие ей нравятся образы, стили, причёски, что ей интересно из способов ухода за лицом. Если умывание, то каким средством, если косметика заинтересовала, то какая. Об этом можно просто разговаривать, обязательно делитесь своим восприятием этих тем, своими предпочтениями, можно делать ей прически, укладки, бережно, не торопитесь - уделите внимание.
Возможно, ей не хватает Вашего внимания в этих направлениях общения.
Ей скучно учиться, может быть никто рядом не распознает её энтузиазм, не одобряет его, не помогает направить его в полезное русло.
Возможно, в общении с ней, Вы сами ждёте от нее каких-то её решений, того, что она выберет, чего она захочет. При этом Вы не даёте ей каких-то своих родительских поручений, сотрудничества с Вами, не обучаете её освоению новых игр, какого-то домашнего дела, выполняемого совместно (вместе можно шить, готовить, убираться, стирать, читать, писать, сервировать, составлять что-то, мастерить и т.д.).
Понаблюдайте, насколько занимательно Вы что-то делаете рядом с ней, для неё или вместе с ней. Чувствуете ли Вы сами какое-то увлечение, интерес? Присоединяете ли Вы её к своим чувствам интереса от выполнения какого-то дела? Как у Вас получается привлечь её внимание к каким-то занятиям, к тому, чем можно занять руки? Понаблюдайте, что Вы делаете, чтобы разжечь её интерес к какому-то делу? Если Вы заметите, что очень быстро угасаете, когда пытаетесь чем-то занять её, что быстро сдаетесь оттого, что она не увлекается по-настоящему, когда видите, что она переживает скуку, то попробуйте говорить ей о её результатах, о каких-то положительных моментах в Вашей совместной работе.
Попробуйте выражать удовлетворение, радость от самых маленьких шагов в её и своей деятельности, например, "как красиво ты положила эту салфетку!", "у тебя получается ровно отрезать эти детали", " это аккуратный стежок" и т.д.
Думаю, что выражение одобрения, похвалы, признания того, что у нее получается в процессе сотрудничества с Вами, поможет ей развить умение получать радость от деятельности, скуки не будет, не будет тревоги, сопутствующей скуке.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Оксана
Оксана добрый день, девочке 11 лет, она грызет ногти и отрывает брови, а каки-то ещё наблюдаемые в поведении изменения вы наблюдаете? Замечаете ли пред пубертатные изменения? Есть ли у дочери своя комната? Входите ли вы туда по стуку? Для того что бы дать вам обратную связь качественную нужно больше информации.
У меня есть несколько гипотез которыми я могу с вами поделиться, а вы в свою очередь приложите к своей ситуации и попробуйте понаблюдать ложиться это на вашу ситуацию или нет.
Такое проявление как аутоагрессия может быть как проявлением высокого уровня тревоги. Тревога может быть пред пубертатная. Ребенок входит в новый для себя этап возрастной и видит свои изменения или одноклассников и не понимает в связи с чем это происходит и может тревожиться и снимать уровень тревоги ковырянием ногтей и вырыванием бровей.
Ещё одна гипотеза — это требовательность к учебе со стороны педагогов, либо вас как родителя. Либо требовательность не в учебе, а в уборке например. Если есть более младшие дети, то уход за ними. Важно в этом случае снижать тревогу по средствам снижения требований.
Помимо этого, ребёнок может быть с творческим потенциалом и ему действительно скучно в программе школьной, но поддержки в этом и развития со стороны педагогов нет, наоборот ребенка могут одергивать, стыдить и заставлять учиться. В этом случае можно ребенка направить в кружок по рисованию, но первостепенным будет контакт с педагогом, что бы ребенок обрел в педагоге авторитет. Так как подростковый возраст характеризуется сменой авторитетов от родителей в сторону авторитетов в социуме и хорошо бы если бы вы подстраховались.
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Алина Олеговна. Для записи на консультацию доступен телеграмм: https://t.me/+FNBKrPZsrdVlNDBi